Кузбасс как самый яркий маяк
Федеральный исследовательский центр угля и углехимии в Кемерове конституирован де-юре. Соответствующий приказ подписан в Федеральном агентстве научных организаций.
Концепция программы развития исследований по угольной тематике обсуждалась в Сибирском отделении Российской академии наук объединенными учеными советами по химии и наукам о земле и на заседании Президиума СО РАН, а затем — на бюро отраслевых отделений РАН. Идею создания ФИЦ активно поддержало Минэнерго России.
На всех уровнях концепция не вызвала споров и получила безоговорочное одобрение — в отличие от многих других проектов создания федеральных исследовательских центров.
В Кузбассе тоже была проделана большая подготовительная работа. С трудовыми коллективами трех кемеровских институтов на собраниях согласовали их присоединение к КемНЦ СО РАН и образование на его основе единого юридического лица.
— Оставить такой статус за отдельными организациями центра не удалось, но я не вижу в этом большой проблемы, — говорит научный руководитель ФИЦ академик Алексей Конторович.
— Некогда в Новосибирском академгородке работал Объединенный институт геологии, геофизики и минералогии, в рамках которого руководители подразделений обладали фактически директорскими полномочиями, хотя бухгалтерия была единой. В Федеральном центре мы сохранили все три научных «бренда» КемНЦ СО РАН: Институт угля, Институт углехимии и химического материаловедения, Институт экологии человека с его медико-экологической и гуманитарной составляющими.
Следует отметить, что, кроме выполнения собственной программы, на новообразованный ФИЦ возлагается координация исследований в области угольной науки в масштабах всей России. Для этого созданы и кадровые, и материальные предпосылки.
В научном плане стоит задача проведения исследований по всему циклу обращения угля: от его разведки и добычи, через переработку в продукты с высокой добавленной стоимостью, до рекультивации территорий.
— Да, крупные угольные компании неохотно идут на поддержку научно-исследовательских работ, но здесь мы надеемся на содействие Минэнерго и администрации Кемеровской области, — отметил Алексей Эмильевич. — Уже выиграно несколько крупных грантов: так, на обновление стендового хозяйства Институту углехимии и химического материаловедения до конца года должен быть выделен 21 миллион рублей.
Стоит ли в жестких экономических условиях (улучшение которых пока не просматривается) вспоминать о ранее провозглашенной идее кузбасского Угленаукограда? Думаю, что всё равно стоит. Ресурсное обеспечение науки передано в ФАНО. Я говорил и еще раз скажу руководителю этого агентства Михаилу Котюкову: нужно иметь хотя бы один-два маяка, ярких и масштабных проекта развития. Лучшим из них является Кузбасс.
Лариса Филиппова.