Путешествие к истокам
Мы продолжаем наш проект «По золотому кольцу Кузбасса» и знакомим жителей области с уникальными туристическими местами. А учитывая, что на этой неделе, 9 августа, отмечается Международный день коренных малочисленных народов, решили представить возможности региона для этнографического туризма.
«Тазгол» — уникальный этнографический музей под открытым небом — расположен в центре отдаленного поселка Усть-Анзас, что на реке Мрассу. Но попасть сюда не так просто. Мы два часа едем от Шерегеша на уазике до переправы через реку. С собой у нас бензопила. Проехать по таежной дороге после сильного ветра без нее не удастся. То и дело путь преграждают упавшие березы, осины и кустарник. Но несколько минут — и путь снова расчищен… У переправы нас перевозит на лодке на противоположный берег местный житель. И вот мы в Усть-Анзасе, которому более 300 лет.
По-другому сюда попасть можно только на лодке или вертолете, который приземляется здесь раз в неделю. Нас встречает Роберт Хромов, заведующий экомузеем «Тазгол». Он рассказывает, как и чем живут и музей, и поселок. В Усть-Анзасе, по его словам, всего 190 жителей. Не бывает многочисленно и в музее. Специально в «Тазгол» не так часто приезжают организованные группы туристов, в основном осматривают достопримечательности отдыхающие, кто идет мимо сплавом по реке.
По словам его директора Екатерины Иптешевой, музей способствует сохранению исторической памяти и развитию познавательного, культурного туризма. И предлагает туристам начать путешествие в Тазгол из Усть–Кабырзы, откуда можно до Усть-Анзаса сплавиться по реке.
Вместе с тем Роберт Михайлович с гордостью рассказывает о том, что иностранцы, которые сюда иногда попадают, здесь надолго задерживаются. -Бывали и бельгийцы, и голландцы. Даже мексиканец был. В 2000 году Юрий Сенкевич приезжал. Испанка по имени Кармен пять лет подряд приезжала сюда со студентами, — рассказывает он. – А бельгийцы — те палатки растянули, десять дней жили, загорали… Да-да, именно жили.
Особенность экомузея «Тазгол» в том, что здесь можно остановиться и пожить. Цены просто смешные. Правда, здесь никто не обещает пять звезд. Зато весь набор экзотики, нетронутой человеком природы – вволю. Сам музей занимает площадь 5 га. Здесь размещены реконструированные древние шорские жилища, орехово-промысловый стан и др. Отдельная экспозиция посвящена деятельности Алтайской духовной миссии.
В двух домах можно останавливаться на ночлег. А можно на пригорке поставить палатки. Место здесь огорожено. И это немаловажно, учитывая, что кругом глухая тайга. Немало интересного и в самой деревне, где до сих пор сохраняется исконный уклад жизни.
Есть свой шаман, точнее шаманка. Все жители живут рыболовством и охотой. А рыбачить здесь начинают с младенчества. Только мы переправились на берег, как увидели стайку ребятишек, которые ловили рыбу при помощи корчажки. -Это сплетенное из проволоки орудие лова типа сетки с горловиной, которую обмазывают тестом. И в нее заходят рыбки – чебаки, мульганы и пескари — рассказывают местные жители.
-А молодые ребята охотятся на соболей, бурундуков, белку, ласку, хорька, горностая. Шкуры потом сдают перекупщикам, — рассказывает Василий Отургашев, главный специалист по поселку Усть-Анзас администрации Шерегешского городского поселения. — В позапрошлый год Виталий 300 соболей за сезон взял!!! Местные жители, увидев, что приехали гости, включаются в беседу. Рассказывают, как к ним часто выходят медведи. К примеру, спускается с горы к речке медведица с медвежатами. Но жители их совершенно не боятся. Они исконно живут тут по-соседству. И говорят так: «Медведь никогда не тронет человека, если его не тронут».
Туристическое будущее у Усть–Анзаса есть, уверены здесь. Если будет больше приезжать туристов, то можно будет сдавать дома в аренду, заняться изготовлением сувениров, угощать гостей национальными блюдами.
-Да тут любой дом все равно что музей, — рассказывает Василий Отургашев. – Лично я родительские старые вещи храню. Мы прощаемся. Роберт Михайлович на прощание говорит: «Напишите в газете, пусть туристы приезжают, цены то смешные. Здесь вид какой хороший, природа! Пусть спросят в деревне Роберта Михайловича».
Оксана Сохарева.