Актуальное

Отдельно взятое чудо

4 июня 2015 | Игорь Алехин
фермер

Фермер Владимир Пузанов на своем поле.

Возможен ли к распространению опыт фермера Владимира Пузанова?

Конечно, так не бывает, это вам скажет любой. Чтобы российский фермер да не имел долгов, не брал кредитов в банке, бодро увеличивал посевные площади, сеялся элитными семенами, покупал импортную технику, строил зернохранилища, не плакался из-за дороговизны ГСМ, не зависел от госсубсидий, не хватался за сердце, отдавая зерно за бесценок и считая дебет-кредит?! Ну правда: не бывает.
Или всё-таки бывает?

фермер-1

Посевную ведет Антон Гришин. Фото автора.

Владимир Пузанов – фермер из поселка Маяковка, что в Прокопьевском районе. Ему 60 лет, нынче у него 22-я фермерская весна. Когда-то работал в совхозе механизатором и водителем, вспоминает, что всегда ходил в передовиках. В самостоятельное плавание отчалил первым: отпраздновал Новый год и рассчитался, этакая белая ворона, кто-то даже сказал: «Подожди, скоро вас стрелять будем!» А у него были две маленькие дочки, четырнадцатилетний сын, и хотелось всего-то ничего: работать не покладая рук и достойно зарабатывать.
Купил седельный тягач, открыл магазинчик. На 24 гектарах паевой земли посеял зерно и в первый же год получил по 45 центнеров ячменя с гектара! Смолотил, продал, сразу отдал половину кредита, взятого на «беларусик», поверил, что фермерством прокормиться можно…
– В совхозе, – говорит, – никогда такого не было, там гнали гектары, качества никакого. А тут площадь маленькая, вспахали, обработали, посеяли. Сеялочка была полтора метра, трактор старенький… Прикатали, дождичек вовремя… Я там все делал, как положено, и так пошло, пошло…
А потом жизнь стала показывать и серые полоски: когда начались неплатежи, когда рушились хозяйства, а частник выживал подворьем. И Пузанов поменял «МАЗ» с прицепом на рулонник (сделка на грани фантастики, вроде: «мерседес» на велосипед) и стал продавать сено частникам, у которых была наличка. Диспаритет цен, отсутствие спроса и цены на зерно, неурожаи, неподъемные кредиты, кадровый голод – все это испытано им на собственной шкуре…
Два десятка лет жил-выживал, последние шесть – с кардиостимулятором, поскольку сердце с трудом справлялось с бурной фермерской судьбой…
Сын Роман («с пяти лет – я убираю на комбайне, это еще в совхозе, а он на фуфайке спит в кабине, так и рос. И учился хорошо, институт строительный закончил, ходит, как энциклопедия…») с отцом проработал до 25 лет. Потом сказал: «Пап, ты фанатик, а я так не хочу. Я хочу денег заработать, а всю жизнь положить на это…» Отец «маленько обиделся». Оказалось – зря.
Сын, начав со старенького экскаватора, выменянного на отцову «Ниву», потихоньку встал на ноги, вырос до нескольких десятков единиц новой техники и в прошлом году сказал отцу: «Посеешь 500 гектаров – куплю тебе комбайн и склад построю!» И отец сказал: «Посею!» Это при том, что раньше засевал три-четыре сотни гектаров ячменем да пшеницей и два-три десятка гектаров картошкой.
Собственно, это и есть то самое чудо, с которого фермер Владимир Пузанов резко начал развиваться. Толчок, красиво упавший на слова об импортозамещении да продовольственной безопасности страны. Не случись этого чуда – Пузанов был близок к решению всё бросить и сесть на завалинку. Или, в лучшем случае, пойти механиком к сыну. Сейчас радуется: «Он подпнул меня, теперь никуда не денешься, надо отрабатывать!»
Мы считаем сыновнюю помощь:
– Сначала на трактор New Holland денег дал. И еще сушилку купил итальянскую новую… На склад истратил 4,5 лимона, сушилка – 3,2, трактор – 2,5 и комбайн 4, кажется. Дал денег на гербициды, по солярке – никаких проблем не имею…
– Безвозмездно? – поражаюсь услышанному.
– Стараюсь ему отдать, а он без обязательств помог… В прошлом году я ему три миллиона отдал, в этом году на счете миллион есть, говорю: забери, он: пусть пока полежит…
Благодаря помощи Владимир Пузанов отсеялся элитными семенами пшеницы, купив 95 тонн Новосибирской-31 и раннеспелой памяти Вавенкова. По осени намолотил 1200 тонн зерна, на отдельных полях урожайность достигла 50 центнеров с гектара! А «свои» семена, которыми сеется большинство фермеров, оказались невсхожими и дали чуть за 10 центнеров.
И на посевной, и на уборочной помогала-спасала купленная техника…
Справедливости ради уточним, что на новую технику денег не хватило даже у олигарха Ромы. Трактор-«американец» мощностью в 340 лошадиных сил взяли «мертвым»: после банкротства совхоза «Металлург» его останки перекупщик купил за полтора миллиона, хотел продать за четыре, сторговались на двух с половиной, Владимир Пузанов самолично вернул его к жизни… Новый зерноуборочный комбайн Case стоит около 25 миллионов рублей – купили в шесть раз дешевле бэушный, с разобранной коробкой скоростей, перебрали коробку, поставили новый решетный стан, жатку, и: «Он мне за световой день убрал 80 гектаров! И дожди как пошли! Если бы не он, я бы всё зерно не убрал. «Енисей» 10-15 гектаров максимум убирает, а этот летит по полю 15 км в час, ни потерь, ничего, и зерно чистейшее! А «Енисей» жрёт солярки больше, чем Case, а убирает вообще ни о чём!»
Сыновней помощи хватило даже на договор об обслуживании с поставщиком химических средств защиты растений, в придачу к гербицидам предлагающим агрономическое сопровождение посевов с разработкой оптимальной системы земледелия. В итоге впервые за фермерскую практику Пузанову удалось не только поднять урожайность, но и вырастить продовольственную пшеницу, а не фуражную.
А вот как сказалось на экономике строительство зерносклада площадью в 1400 квадратных метров. Наш фермер, свободный от долгов перед банками и необходимости вынужденной продажи зерна, которое хранится на зернотоке и начинает греться, смог дождаться оптимальной весенней цены на него. Разница между осенней ценой и весенней – четыре миллиона рублей!
Нынче Владимир Пузанов должен посеять уже около 800 гектаров яровых да 150 гектаров озимой пшеницы под урожай-2016, это вдвое больше, чем год назад. Прикупил техники: новые плуг, сеялку, протравочную машину, погрузчик, зерноочистительную машину, трактор.
Важнейшая подробность: на этот сезон денег у сына фермер не просил, справляется «на свои». Ну, ещё на две сотни тысяч рублей, полученных на посевную от государства. Впрочем, эту госпомощь Владимир Пузанов пытается сравнивать с помощью фермерам развитых стран, где она достигает 800 долларов на гектар. Уверяет: получай он столько – отдавал бы урожай государству бесплатно. И смог бы ежегодно обновлять технопарк, развиваться, вкладываться в склады и технологии, быть современным и успешным.
Да, ему невероятно повезло, что сын Роман оказался удачливым бизнесменом, с пониманием относящимся к отцовскому «агрофанатизму». Но сколько подобных сынов у остальных девяти сотен кузбасских фермеров? И каковы их шансы на развитие?
Игорь Алёхин.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс