Актуальное

Стаж страданий не учитывается!

29 мая 2015 | Елена Щербакова

Лежачий больной остался без средств к существованию.Газета «Кузбасс» попыталась разобраться в ситуации

Отказано в пенсии

Эта история началась полгода назад. У жительницы поселка Яшкино Нины Ивановны очень старенькая мама много лет прикована к постели, и Нина Ивановна, не полагаясь ни на соцзащиту, ни на соцстрах, сама тянет груз забот о немощной родительнице. По собственному опыту знаю, что одна только упаковка памперсов в 90 штук, которой хватает дней на десять, стоит свыше тысячи рублей. А еще ведь надо лекарства, продукты!
Но Нина Ивановна, которая тоже пенсионерка, не плакалась по поводу растущих расходов до тех пор, пока в конце прошлого года ей не отказали в доверенности на получение пенсии мамы. Дело в том, что такие доверенности выдают на три года, а по истечении этого срока их надо переоформлять. И это целая проблема. Лежачий больной должен пройти психиатрическое освидетельствование на дому, ответить на все вопросы психиатра. Но прежде каждый раз, когда вставал вопрос о продлении доверенности, мама Нины Ивановны бодро отвечала на все вопросы. А тут 92-летняя старушка, много лет не выходившая из своей квартиры, спутала утро с вечером, не смогла ответить «какой год сейчас?». И это стало для медработников поводом усомниться в ее вменяемости.
И всё – нотариус категорически отказался оформлять доверенность на пенсию еще на три года. А почтальон, годами носивший обе пенсии в дом Нины Ивановны, стал отдавать скудные пенсионные рубли только на нее одну.
Что же делать? Нине Ивановне объяснили, что если она хочет получать за маму пенсионные деньги, то должна оформить над ней опекунство. Кажется, что выход найден. А на практике должны пройти месяцы беготни по разным инстанциям и ожидания решений, прежде чем будет, наконец, признана нужда в опеке престарелой родительницы.
И тогда Нина Ивановна задалась вопросом: неужели нельзя таким, как она, много лет ухаживающим за самой близкой родственницей и проживающим с ней в одной квартире, сделать какую-то скидку? Ведь речь идет не о распоряжении квартирой, садом, гаражом, машиной, а всего лишь о пенсии в 8 тыс. рублей, которую дочь много лет тратит исключительно на свою маму!

Ведем расследование

Виктор Кузнецов, вице-президент Кемеровской областной нотариальной палаты, не раз сталкивался с аналогичными фактами. И выразил сочувствие Нине Ивановне. Однако, по его словам, существующие нормы нотариус Яшкинского района не нарушила.
– Когда встает вопрос об оформлении доверенности такими вот лежачими больными на своих родственников, нотариус обязательно беседует с больным, — поясняет Виктор Петрович. — Бывает, что и в 90 лет прикованный к постели человек еще полон сил и готов внятно всё объяснить. А бывает, что в 50 лет не может ничего. И тут возраст не важен. Важно понять, способен ли человек адекватно оценить свои действия. В законодательстве о нотариате есть ряд статей, в которых четко сказано, что нотариус при совершении нотариальных действий обязан установить личность гражданина, способен ли он выразить свою волю. В частности, это изложено в главе 10 Гражданского кодекса РФ в статьях 185.1 и 185. А что касается совместного проживания (сожительства), то оно не дает права делать какие-то послабления в отношении того, от кого выписывается доверенность.
Помимо нотариуса выдать доверенность могут и в РЭУ, ТСЖ, по месту жительства сельские администрации. Однако и там обязаны придерживаться тех же правил – оценивать волеизъявление человека. И если возникают сомнения –- обязательна помощь врача-психиатра. Ведь часто бывает так: пока человек, еще вчера активный и рассудительный, лежит из-за болезни, он мало с кем общается, отстает от жизни, теряет логику мышления. Поэтому совершать нотариальные действия нотариус не станет. Бывает, больной готов отдать любому все, что у него есть. Помню случай: к бабушке вызвали нотариуса на дом, потому что решила она подарить соседке квартиру. Аргумент: «завтра умру, так пусть квартира хоть соседке достанется». И оформила дарственную. И живет. А соседка тут же продала квартиру. Встал вопрос: куда теперь бабушку? На улицу?
Старушка, конечно, не рассчитывала на такой поворот событий. А нотариус, удостоверивший доверенность, невольно оказался втянут в судебное разбирательство…
Нотариус часто не знает и отношений между близкими родственниками, продолжает Виктор Кузнецов. Сегодня мать выдала дочери доверенность на получение пенсии, а завтра — с претензией: дочь тратит деньги на себя, а больную мать голодом морит. И «крайним» будут выставлять нотариуса. «Ни один нотариус не желает оказаться в ситуации, когда по удостоверенному им документу кто-то окажется, как эта бабушка, голодным!» — утверждает Виктор Петрович. Поэтому нотариусы и привлекаемые ими специалисты в области медицины устанавливают дееспособность человека, оценивают его волеизъявление.
При этом нотариальное сообщество предлагало законодательно хотя бы освободить граждан от уплаты нотариального тарифа при выезде к ним нотариуса в больницу или домой. Так было до 2009 года. Но предложение пока не нашло понимания.
Зато радует изменение срока действия доверенности. Если раньше он был максимум три года, то теперь – хоть 10 лет, хоть 50. Но если срок действия доверенности не указать, ее придется переоформлять каждый год.

А что в других ведомствах?

По поводу Нины Ивановны и ее мамы редакция обращалась еще много куда. И убеждались мы, насколько всё непросто: после вердикта местного врача и нотариуса надо подать заявление в суд о том, что мама не понимает значения своих действий. Суд назначает экспертизу комиссионно – с учетом показаний лечащего врача, психиатра, свидетелей и многого другого. Затем документы пересылают в Кемерово – в областной психиатрический диспансер. И пока там вынесут решение, должно пройти немало времени, потому что, как пояснил Олег Волкогонов, зам. главврача областной психиатрической больницы, материалы гражданского дела рассматриваются строго по очереди. А очередь – 1500 экспертиз в год, хотя для проведения судебно-психиатрической экспертизы и установлен предельный срок – не более 30 суток. Короче, нам пообещали не затягивать данное дело, что и было выполнено.
Интересовались мы и в Пенсионном фонде, что теперь будет с пенсией мамы Нины Ивановны. Накапливаться в почтовом отделении или как? Ольга Фалалеева, заместитель управляющего отделением ПФР, пояснила, что в первые месяцы невыдачи денег будет записано в документах «Неуплата». А если в течение полугода не будет оформлено опекунство, то выплата будет приостановлена. Но если более трех лет пенсия не выплачивается по вине пенсионера, последующая выплата возможна не более чем за три года.

Послесловие

Все это было изложено Нине Ивановне после нашего расследования. Прошло почти полгода. Как живет она теперь? Мы были уверены, что с двумя пенсиями. Однако Нина Ивановна нас опять расстроила: опекунство не оформлено только потому, что после признания старческой деменции мамы теперь нужно добиваться права на опекунство самой Нины Ивановны. «Это опять надо мне проходить все круги ада, — сетует женщина. – Собирать справки, что могу быть опекуном, психически здоровая, не судима, не чужая. Это опять визит в больницу, в «психушку», в милицию, в суд, в соцзащиту и так далее. И опять чувствовать себя в суде чуть ли не преступницей? Доказывать врачам отсутствие деменции? Не хочу и не буду!»
Грустно от всех этих разбирательств. По-своему правы все: и нотариус, и психиатр, и Нина Ивановна. Только жить будешь после всего этого со страхом: случись что с любым из нас – и помрешь раньше времени, имея солидный счет в банке. И только потому, что, пока будут оформлять опекунство, сам потенциальный опекун протянет ноги, бегая по инстанциям и расходуя свои средства на излечение попавшего в беду.
Елена ЩЕРБАКОВА.

(По понятным причинам имя героини изменено).

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс