Актуальное

Звуки Пасхи

23 апреля 2015 | Ольга Штраус

гергиевХIV Московский Пасхальный фестиваль Валерия Гергиева докатился до Кузбасса. Грандиозный проект – посетить 29 российских городов, в каждом из которых прославленный оркестр Мариинского театра и его маэстро Валерий Гергиев, а также приглашенные им звездные солисты дают по два концерта, – осуществляется под патронатом министерства культуры и министерства обороны России и с благословения Патриарха Московского и всея Руси.

Выделен специальный «пасхальный поезд», который везет участников проекта (а их около сотни – один только оркестр включает более 80 музыкантов!) по городам и весям нашей необъятной страны. Поезд идет вне расписания. В Кемерово он прибыл в среду в 14.30. А уже в 16.00 на сцене Государственной филармонии Кузбасса начался «детский» концерт. Солист – пианист Алексей Володин. Слушателями его (как и задумывалось организаторами проекта) стали учащиеся музыкальных школ, школ искусств. И в 19.00 –следующий концерт, для взрослых.
Что прозвучит в этом концерте – было тайной до последней минуты. Не из желания держать интригу: просто это стиль Валерия Гергиева. Имея в своем оркестре обширнейший репертуар, он нередко решает, что будет исполнять, буквально в последние минуты. Почему?
Собственно, с этого и начался наш разговор на вокзале.
— Иногда это мотивировано желанием сделать что-то необычное. Иногда – что-то интересное. А чаще – то и другое вместе. Причем как для публики, так и для музыкантов. Они ведь тоже должны удивляться, чтобы быть в тонусе.
И удивление было. В вечернем концерте прозвучал Второй концерт С. Прокофьева для фортепиано с оркестром. Солист Борис Березовский, пианист с мировым именем, которого специалисты уже сегодня в его сорок с небольшим называют великим, виртуозно сыграл сложнейшее произведение.

— Там просто каскады трудностей! – отметил Гергиев. – Не каждый справляется…
Легендарный Рихтер, например, называя этот концерт «одним из трех китов мирового пианизма», никогда не выступал с ним публично. А сам автор, наоборот, всегда включал его в свои концерты.
Во втором отделении прозвучали две симфонические миниатюры А. Лядова – «Волшебное озеро» и «Баба Яга». Первая просто загипнотизировала публику! Тончайшее пианиссимо скрипок – это какая-то ювелирная работа, настолько виртуозная, что не верится, что с ней могут справиться человеческие руки. И многосотенный зал, заполненный до предела, казалось, превратился в один организм с оркестром, дыша в унисон с этим трепетным дыханием струнных.
«Чудо! Это просто чудо! — восхищалась после концерта старейшая виолончелистка симфонического оркестра Кузбасса Лидия Кунева. – Никогда даже мечтать не могла, что при жизни своей смогу вживую услышать с оркестром Мариинки Бориса Березовского. Он гениальный».
К слову, из 29 городов маршрута Пасхального фестиваля Борис Березовский выступил только в двух: у нас и в Омске. Повезло?
— Просто к Кузбассу – особое отношение, — признался Валерий Гергиев. – Я дружу с вашим губернатором, мне очень нравится ваша публика: всегда очень чуткая, сердечная. В конце концов, именно в Кемерове я, молодой тогда студент консерватории, дирижировал своими первыми концертами. Меня пригласили принять участие в работе оркестра Свердловской филармонии. Было это в 1977 году. Мы выступали в Киселевске, Новокузнецке, Кемерове.
— А какой концерт вам дороже – детский или взрослый?
— Дети – это всегда главное. Если в зале есть хотя бы один слушатель-ребенок, имеет смысл выступать.
Надо отметить, что это – не просто декларации, такое же отношение к юной поросли маэстро успел привить и своим оркестрантам. Забавный случай: первокурсница Кемеровского колледжа Соня Черева в ожидании концерта села на скамеечку у филармонии и достала свою флейту. («Она всегда занимается, где бы ни находилась!» — говорят о ней подруги.) Заметив юную флейтистку, к ней подошли музыканты Мариинского симфонического оркестра, вышедшие покурить между репетицией и концертом. И буквально за несколько минут дали девочке настоящий мастер-класс, показав несколько важных технических приемов!
— Концерты столичных оркестров в провинции – это очень важно, — говорит Валерий Гергиев. – Я помню, как во Владикавказ, где я родился и вырос, приезжал с концертом Ян Флиер. Мне было лет 9-10, но я помню его выступление, помню, как он играл Второ й концерт Листа.
— Возможно, именно это впечатление и определило вашу дальнейшую судьбу?
— Может быть.
Почетный гражданин Кемеровской области, Герой Кузбасса, Валерий Гергиев уже давно «наш», кемеровский слушатель по праву считает его своим.
— А ленту Почетного гражданина вы с собой не привезли? Не планируете в ней за дирижерский пульт выйти?
— Видите ли, я ехал сюда не из Петербурга, а то бы, конечно, захватил. И на сцену вышел. Непременно.

Ольга ШТРАУС.

Прямая речь

Людмила ПИЛИПЧУК,
директор Государственной филармонии Кузбасса:
— Такая прочная дружба с великим оркестром Мариинского театра и маэстро Гергиевым для нас – огромное счастье. Это и наслаждение, и большая учеба. Причем не только для музыкантов (а все оркестранты нашего симфонического купили билеты на Пасхальные концерты), но и для публики. Музыканты получают мастер-класс, а публика слышит образцы высокого исполнительства.
Меня иногда спрашивают, не боюсь ли, что наш слушатель, избалованный звучанием такого уровня, не захочет посещать наши концерты. Не боюсь. Наоборот! Концерты такого уровня прививают людям вкус к классике. Если отследить тенденции, очень заметно, что сейчас резко возрос интерес к симфонической и камерной музыке (на эстраду стали ходить гораздо хуже, мы с трудом залы набираем). А вот пять дней назад, например, был Пасхальный концерт нашего симфонического оркестра – и аншлаг.
На Гергиева же билеты были распроданы буквально за пять дней, хотя цена – не такая уж маленькая, от 1000 до 3500 рублей.

Борис БЕРЕЗОВСКИЙ,
пианист:
— В Кемерове я первый раз, хотя для меня название вашего города – не пустой звук. У меня есть очень хороший друг, он живет в Голландии, где мы с ним и познакомились, так вот он – родом из Кемерова. Нет, не музыкант, предприниматель. Но мне никогда не забыть, как он рассказывал, что однажды в ночном клубе Кемерова защищался от пацанов ножкой от рояля. Драка возникла… Отбился от пятерых! Так рояль (подчеркиваю особенно!) спас ему жизнь. Сила музыки, что вы хотите…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс