Самый известный обитатель Темиртау и истинный «гений места» – конечно, астроном и метеоролог Дьяков. Он жил здесь 50 лет, с 1935-го до своей смерти в 1985-м. Развалины его обсерватории и сейчас остаются главной достопримечательностью поселка.
Бог погоды
Анатолий Витальевич Дьяков родился в 1911 году под Елизаветградом, окончил Одесский университет, затем перебрался в МГУ, но вскоре был сослан в Кузбасс. Здесь ему повезло: он получил должность главного метеоролога Горшорлага. «Ссылка Дьякова в Сибирь за оглашенное вольнодумство спасла его от лагерей и гибели», – пишет Юрий Рост. После окончания ссылки Дьяков остался в Темиртау, где с помощью металлургов КМК построил обсерваторию. И назвал ее в честь французского астронома Фламмариона, первым связавшего климат Земли с активностью Солнца.
Всероссийскую известность Дьякову доставил тот же Юрий Рост, опубликовавший в 1973 году в «Литературной газете» очерк о сибирском пророке, предсказателе погоды по пятнам на Солнце. Впрочем, к тому времени Анатолий Витальевич уже сделал несколько громких прогнозов: ураган в Карибском море, заморозки во Франции, подмосковная великая сушь 1972 года. Описания их кочуют в неизменном виде из публикации в публикацию. Отсюда видно, что житие Дьякова приобрело уже характер мифа.
Пророк в отечестве
Рассказывают, что Дьяков «довел успешность декадных прогнозов для Западной Сибири до 90-95 процентов, а месячных и сезонных – до 80-85 процентов». Однако специалисты Госкомгидромета утверждали: «Проверка прогнозов Дьякова была проверена специальной комиссией… Удачность прогнозов оказалась в пределах случайных совпадений».
Впрочем, это удел всех пророков-одиночек, заглядывавшихся на Солнце. Например, Александра Чижевского, который вычислял циклы влияния солнечной активности на биосферу Земли. Академик Иоффе (тот самый, из песни Высоцкого) разгромил учение Чижевского, заявив, что тот «является фигурой, позорящей среду советских ученых».
Сходная судьба досталась и Льву Гумилеву, который связывал рождение новых этносов с солнечным или космическим излучением. Как и Чижевский, он провел немало лет в тюрьме и ссылке (часть последнего срока отбывал в Междуреченске). Ныне даже почитатели Гумилева, вроде философа Александра Дугина, воротят нос от его «удручающей гелиобиологии».
Русский космизм
Астроном Дьяков вполне вписывается в ряд представителей философского течения, проходящего через весь ХХ век и именуемого «русским космизом». Предтечей его нужно считать драматурга Сухово-Кобылина, который в старости сочинил огромный трактат «Учение Всемира». К этому течению принадлежали и философ Николай Федоров, выдвинувший программу «воскрешения отцов», и его советские последователи вроде Александра Богданова и Леонида Красина. А также Александр Морозов, революционер-народник, просидевший четверть века в одиночке в Шлиссельбургской крепости, автор множества книг по естествознанию; некоторые его идеи ценил Менделеев.
К этому же кругу причисляют академика Владимира Вернадского и «калужского мечтателя» Константина Циолковского, которым повезло больше. Их, по крайней мере, не арестовывали и не ссылали. Вернадский в 1917 году был уже ученым с мировым именем, а Циолковского заметил и благословил сам Ленин. Впрочем, у Дьякова также были высокие покровители. Одно время в его обсерватории стояла даже кремлевская «вертушка».
Создал Дьяков и нечто вроде философского учения, нигде не опубликованного. По рассказам его собеседников, он считал нашу планету саморегулируемой системой, на которую влияет Солнце как организующая сила. Подобную идею высказал в 1965 году британец Джеймс Лавлок, он навал ее «гипотезой Геи». Земля является живой самоорганизующейся системой. Земная жизнь научилась поддерживать нужные для себя условия, вступив с планетой в некую форму сотрудничества. Гипотезу Геи с удовольствием подхватили «зеленые» и прочая экзальтированная публика, но сейчас она, кажется, вышла из моды.
Свет из пещеры
Многие боги – в их числе Зевс, Дионис, Иисус Христос – рождаются в пещерах. При этом событию рождения в пещере обычно сопутствуют мотивы чудесного света, мировой горы и небесного знамения. Пещера как место рождения Иисуса появляется впервые в апокрифическом Протоевангелии Иакова: «И в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился Младенец».
Буддисты рассказывают, что бог Индра в сопровождении других богов однажды сошел с неба в пещеру на горе Ведийяка, где медитировал Будда. Когда Будда пробудился от медитации, он раздвинул пещеру, так что все гости смогли войти в нее; при этом пещеру осветил яркий свет.
Известны подобные мотивы и в митраизме, религии иранского происхождения, которая распространилась по Римской империи одновременно с христианством, но проиграла ему конкуренцию.
Из Ирана пришел и мотив рождественской звезды. В этой традиции огненная манифестация, хварна, сияя над священной горой, возвещает о Саошьянте – рождении Избавителя из рода Заратустры.
Универсальный характер этой мифологемы виден и из официальной легенды о рождении «любимого руководителя» КНДР Ким Чен Ира. Он родился в 1941 году в партизанской землянке на почитаемой корейцами горе Пэктусан; в это время на небе появились новая звезда и двойная радуга.
Но иногда в пещере прямо скрывается солнце, как в японском мифе о солнечной богине Аматэрасу. Она удалилась в грот, обидевшись на весь свет. На земле стало невесело, и богам пришлось выманивать ее из убежища с помощью волшебного зеркала (напоминающего дьяковский телескоп с рефлектором).
Назад, в Темиртау
Весь этот набор мифических мотивов приурочен и к скромному поселку Темиртау. Солнечные манифестации и небесные знамения представлены в мифах об астрономе Дьякове. Его обсерваторию на горе – каменный дом с надстроенной башней – можно трактовать как укрытие, где обретается чудесное знание и пылает огонь просвещения.
Что же касается пещер и гротов, их близ Темиртау немало. И баснословных, как пещера Горного батюшки в сказаниях о Железной горе, которые мы приводили в прошлом очерке. И натуральных, хотя самые знаменитые пещеры Горной Шории находятся несколько поодаль. Туристические маршруты предлагают от Темиртау через рудник Каз выйти к речке Тельбес и осмотреть живописные скалы под названием Иерусалим, что возвращает нас к библейской теме.
Осталось только дождаться рождения в Темиртау какого-нибудь нового пророка.