Когда нет злых изображений
Эти развеселые молодцы и девицы, забавные лошадки, пестрые курочки, хитрые зайчата, неуклюжие медвежата, щенки и котята излучают какую-то особенно светлую энергию. Неудивительно, что выставка глиняных игрушек в краеведческом музее райцентра Крапивинский так и называется: «Кладовая радости».
«Кажется, что эти игрушки так одарены красками, веселым настроением, светом, что им тесно в коробках, на полках мастерских, и они сами просятся к людям», — говорит коллекционер Ирина Николаева.
Школы жизни
В коллекции Ирины Владимировны, которую она собирает уже более десяти лет, около тысячи глиняных фигурок: филимоновские, дымковские, московские, ростовские, омские, забайкальские. А также наших кузбасских мастеров.
Коллекционировать народные игрушки Ирина Николаева начала, когда работала мастером производственного обучения в губернаторском профессиональном училище народных промыслов. Нравились изделия и из дерева, и из бересты, и из соломки, и из текстиля, но глиняная игрушка была как-то по-особому дорога.
Владимир, Муром, Ярославль, Суздаль, Архангельская область, Ковров… За этими и другими адресами – известные авторские школы, возрожденные народные промыслы, исконное творчество, традиции которого передаются столетиями.
В просторном зале за стеклянными витринами – только часть коллекции, собранной в поездках на региональные и российские семинары, мастер-классы, выставки. Но, рассматривая веселые компании глиняных человечков, коровушек или свистульки в виде птичек, сразу примечаешь различия школ, о которых рассказывает Ирина Владимировна.
Костромскую игрушку, например, можно узнать по ярким мазкам глазури на темной глине – они словно капли щедрой радуги. Изделия ковровских мастеров словно сошли со страниц детской книги – они будто нарисованы кистью художника. Филимоновская игрушка приятна глазу своими веселыми красками, а дымковская не знает чередования полутонов и незаметных цветовых переходов.
Основными мотивами ярких дымковских игрушек и сегодня остаются кони, барыни, петухи, а также групповые композиции. Кроме того, примета этой школы – добрая ирония. Потому-то медвежонок, например, играет на балалайке, а козлик наряжен в яркие шаровары.
Богатство подручного средства
Отличаются игрушки и цветом глины. Дымковская, к примеру, делается из белой, характерной для тех мест, где зародилось (более 400 лет назад в слободе Дымково неподалеку от Вятки) это направление. Ростовская игрушка черного цвета, потому что при ее изготовлении используется особый способ дымления. Секреты этой школы, кстати, восстановили в монастыре всего лет десять назад, а вообще она очень древняя, и трели от ростовских свистулек удивительно заливистые. Липецкая глиняная игрушка, история которой насчитывает более двух веков, светло-песочного цвета.
А прибайкальские экспонаты (свистульки-нерпы) в коллекции Ирины Николаевой похожи на прибрежные темно-серые камешки – так природа напоминает о себе в каждой поделке.
Кузбасская игрушка, вылепленная в основном из розовой глины, после обжига приобретает кирпичный цвет, на котором любая краска хороша. Впрочем, есть в недрах нашего края и синяя, и белая глина, они тоже идут на поделки. Соответственно и палитра расширяется, и возможности для мастеров.
Расширение диапазона
Когда Ирина Николаева только начинала создавать свою коллекцию, приобретала, как сама признается, «всё, что попадалось под руку». Потом, когда в «кладовой» появились игрушки многих мастеров, искала дополнение к уже имеющимся изделиям или продукцию возрожденных традиционных школ.
Например, как-то купила в центре народных промыслов Костромы маленький свисток; игрушка уникальная, но невозможно было ее выставить, потому что не было к ней пары – и отдельной полочки ей не посвятишь. И вдруг через семь лет на выставке в Москве встретила того же мастера.
Приобрела у него еще несколько игрушек, и теперь может достаточно широко представлять стиль одной из костромских школ. Вот такие бывают желаемые чудеса…
Главный принцип мастерства
«Особой выделки у старинной народной игрушки мы не наблюдаем: люди ведь все время были заняты напряженной работой, а перед ярмаркой надо было быстро-быстро эту игрушку сделать. И, тем не менее, каждая игрушечка – неповторимое авторское творчество древнего или современного мастера», — отмечает Ирина Владимировна.
Сама она выросла в селе, на природе, и одно из любимых ее воспоминаний детства – то, как отец взял ее с собой на рыбалку. Запомнились и родники, и речка, и лесная тишина, а особенно — как ели уху расписными деревянными ложками. Такой ложкой есть удобно, потому что негорячо, но больше всего тогда хотелось именно рассматривать диковинное изделие с красивым узором…
«Конечно, современные мастера, которые увлекаются лепкой игрушек из глины, применяют и новые технологии — например, покрытие водоэмульсионной краской, — объясняет Ирина Владимировна. — Но главный принцип отношения человека и податливого природного материала остается прежним: игрушку оживляет только то, что мастер вкладывает в нее свое настроение и часть души. Кстати, наши русские народные промыслы характерны тем, что у них нет злых изображений».
А потому заходишь в зал, где выставлены глиняные игрушки, – и поражаешься, как они светятся красками и добром…
Надежда НИКОЛАЕВА.