Актуальное

Любовь и дружба на фоне коллайдера

5 февраля 2015 | Ольга Штраус

театр3Петр Зубарев, художественный руководитель мариинского театра «Желтое окошко», представил свой новый моноспектакль «Бозон Хиггса, или Трудно быть Гогой» в помещении театра КемГУ «Встреча».

Петр Зубарев – фигура в театральном мире Кузбасса легендарная. Уехав в юности из областного центра в маленький Мариинск, он не только не растерял уровень, полученный в Кемеровском университете культуры и искусств, но наоборот: стал проводником и эмблемой Кузбасса в мире современного театра. Его спектакли «Иваново сердце», «О рыцарях и принцессах» и другие не раз становились лауреатами престижных фестивалей, в том числе и санкт-петербургского «Арлекина», который специалисты называют «детской «Золотой маской». Да и амбициозная взрослая «Золотая маска» не гнушалась включать авторские спектакли Зубарева в свои программы…

«Желтое окошко» – один из немногих театров в Кузбассе, который из любительского вырос до профессионального. У него есть свои поклонники, которые регулярно приезжают на премьеры Зубарева в Мариинск из Новосибирска, Томска и других вполне театральных городов. К сожалению, в родном Кемерове Петр выступает не так часто, как хотелось бы. Потому понятен ажиотаж, с каким был встречен в столице Кузбасса его новый моноспектакль.

На сцене – сложная конструкция из металлических труб и желтых шариков, нанизанных на нити между ними. Всё вместе это напоминает увеличенный в разы макет какого-то химического соединения, что демонстрируют на уроках химии в качестве наглядных пособий. Но у Зубарева эта конструкция легко трансформируется то в затейливую машину для научных опытов, то в интерьер частного гаража, то в зал с тренажерами для фитнеса…

А сам он – физик-ядерщик, как представляется нам в первые же минуты, – пытается объяснить свои новые идеи, свои опыты, которые должны перевернуть наши представления о вселенной. Точнее – о том первотолчке, который дал начало всему…
Забавно, как обыгрывает Зубарев терминологическую заумь, на языке которой пытается вести речь с нами, профанами. Впрочем, его персонаж скоро сам сбивается с этой лексики, переходит на бытовой язык и попутно пытается рассказать нам свою жизнь. А она полна типичными приметами «кризиса среднего возраста». Коллеги не понимают, с женой разлад – живут по инерции, друзья куда-то рассосались, да и здоровье в последнее время что-то начинает пошаливать: в своей голове наш ученый то и дело слышит какие-то таинственные голоса.

Пожалуй, впервые в этом спектакле Петр Зубарев со всей очевидностью явил свое актерское мастерство. Он стремительно и неуловимо менял внутренние «маски». Виртуозно перевоплощался то в жену ученого – опытного «культработника», циничную, усталую, очень самоуверенную и не очень умную особу, то – в приятеля-психолога, то – во врача, в священника, в народного целителя, в руководителя научного центра… И даже – в тот самый «бозон Хиггса», мельчайшую частицу, которая ведет нескончаемые научные споры с нашим чуть-чуть сбрендившим профессором. Ведь голоса, звучавшие в его подкорке, – это голоса атомов, из которых состоит материя. И боже, как напоминают они голоса всех нас, взывающих к всевышнему по любому поводу!

Вообще сделать, как говорится, «на трех стульях» спектакль о научном открытии – сложность невероятная! Но зубаревский текст – отнюдь не только об открытиях. Он – об отношениях современного человека с Богом и о смысле жизни. О тяготах настоящего творчества и вечном стремлении человеческого разума к познанию тайн. О любви и умении распознать и удержать эту любовь…

Забавная фамилия героя – Гогарин – спровоцировала ему не менее забавное прозвище Гога. И Зубарев добивается невероятного: серьезный по теме спектакль он делает на редкость смешным, наполненным массой комических сцен, живых диалогов и узнаваемых характеров. Вот – уроки соблазнения, которые дает нашему незадачливому ученому-«ботану» мачо-тренер. Вот – споры с дураком-начальником, который на самом деле вовсе не дурак, а прагматичный «эффективный менеджер», заточенный на финансовый успех предприятия. Но в науке, как и в искусстве, результат, измеряемый деньгами, – отнюдь не показатель творческой эффективности…

Отточенная пластика (ни одного лишнего жеста, «смазанного» движения, не работающего на идею мизансцены) делает новый спектакль Зубарева похожим на балет. Доверительная интонация, которая не изменяет актеру ни разу, – на исповедальные монологи Гришковца. Но от всего этого спектакль «Бозон Хиггса» отличается разительно! Чем? Во-первых, величием замысла. Сделать зрелищным и эффектным философский диспут о самых важных, мировоззренческих вопросах бытия – это, знаете, требует от автора и глубины мысли, и жизненного опыта, и немалой изобретательности. Всё это, как показала премьера, у Зубарева наличествует.

Приятно отметить и явственный рост зубаревского театра. Дело не в том, что он поменял адресата: если раньше ориентировался в большей степени на детей, то теперь – явно на взрослых. Дело в том, что юмор Петра Зубарева стал жестче, сценография – изобретательнее, а его мастерство – увереннее. И это добавляет «Желтому окошку» еще несколько люксов освещенности.

Ольга Штраус.

Кстати

В этом сезоне театр «Желтое окошко» реализует интересный проект – «Репетиция on-line». Суть его в том, что по объявлению в театре регулярно собирается публика, готовая принимать участие в репетициях спектакля. Люди «с улицы» рассказывают артистам забавные истории из своей жизни или любопытные наблюдения или рисуют словесные портреты своих знакомых, чем-либо примечательных… Некоторые из рассказов актеры тут же пытаются представить в виде сценических этюдов. По словам Петра Зубарева, итогом проекта станет спектакль «Дом №22», который целиком будет построен на рассказах зрителей. Премьера его ожидается в Мариинске в апреле.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс