О важном – с омбудсменом
Скоро год, как в Кузбассе появился первый бизнес-омбудсмен, а проще говоря, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Кемеровской области.
Губернатор утвердил на эту должность президента муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г. Кемерово, экономиста по образованию Елену Латышенко, которая до этого полгода работала бизнес-омбудсменом на общественных началах.
О том, кого из предпринимателей Латышенко и ее команда (в которой, кроме нее, еще два человека: юрист и бухгалтер) за это время защитили, они оперативно и постоянно рассказывают на своем сайте http://ombudsmanbiz42.ru.
Но мы думаем, что нашим читателям не менее интересно знать, как кузбасский бизнес-омбудсмен оценивает то, чем живет сегодня местное предпринимательское сообщество, причем не только новые законы, способные круто изменить вектор его развития, но и просто интересные события и факты. И потому мы решили завести в ОПОРЕ постоянную рубрику: «О важном– с омбудсменом».
Мы обозначаем самое важное и интересное (оно выделено черным шрифтом), а Елена Петровна – что она по этому поводу думает. Итак: завершается январь 2015 года…
С 1 января в Кузбассе вступил в силу новый региональный закон о патенте (N 113-ОЗ от 24.11.2014 ). Его разработчик – Главное финансовое управление Кемеровской области – сделал все, что было в его силах и полномочиях, чтобы патент стал более доступным для предпринимателей.
— Да, этот закон мы очень ждали. И не только ждали, но и принимали участие в его разработке. Напомню, что до вступления в силу закона в новой редакции стоимость патента была одинакова и для предпринимателя из Кемерова и из Яшкинского района, то есть не было никакой дифференциации стоимости патента в зависимости от территории ведения бизнеса. На эту проблему в январе прошлого года обратили внимание кузбасские предприниматели в ходе проведения «круглых столов» по выявлению системных проблем бизнеса для включения их в ежегодный доклад федерального бизнес-омбудсмена президенту России. По итогам доклада в федеральное законодательство были внесены изменения, позволяющие субъектам РФ самостоятельно определять величину стоимости патента. В Кемеровской области оперативно была проведена соответствующая работа по внесению изменений в региональный закон (не все субъекты РФ успели воспользоваться этой возможностью). Мы принимали участие в оценке регулирующего воздействия законопроекта. Что же изменилось для кузбасских предпринимателей? Все муниципальные образования разделены на четыре группы в зависимости от уровня развития территории, бизнеса, численности населения и т.д., и для конкретного вида деятельности (перечень пополнился дополнительными видами по предложению территорий) установлен размер стоимости патента. Для предпринимателей Кемерова и Новокузнецка стоимость патента в большинстве случаев не увеличилась, а для малого бизнеса других муниципальных образований значительно уменьшилась по сравнению с прошлым годом. И это очень важно, поскольку может способствовать обеспечению доходности бюджета не за счет увеличения налоговой нагрузки на отдельного предпринимателя, а за счет увеличения количества налогоплательщиков, в том числе вышедших из тени.
Теперь на местах необходимо провести активную работу по популяризации патента в муниципалитетах, чтобы все усилия по изменению законодательства для улучшения условий ведения бизнеса не оказались напрасными. А для этого необходимо оценивать эффективность муниципальных властей, в том числе и по количеству предпринимателей, применяющих патент.
С 1 января налог на имущество организаций, равный ее кадастровой стоимости, в Кемеровской области будут платить собственники еще 143 объектов недвижимости, а точнее, административно-деловых и торговых центров (комплексов), а также нежилых помещений, где предусматривается размещение или которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Соответствующее распоряжение было подписано губернатором Кузбасса 29 декабря 2014 года.
В прошлом году в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организации определяется как кадастровая стоимость, вошло только 68 таких объектов. Сегодня их стало 211.
Новый порядок налогообложения, уверены независимые эксперты, может увеличить налоговые платежи собственников этих объектов в несколько раз, если не будет оспорен ими в суде.
— В прошлом году Кемеровская область одной из первых, наряду с еще тремя субъектами РФ (Москва, Московская и Амурская области) приняла закон, предусматривающий расчет налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимости, исходя из их кадастровой стоимости.
Реакция бизнеса на то, что Кузбасс решил стать «пионером», естественно, была негативная. Потому что были опасения, что это увеличит налоговую нагрузку на микробизнес, который и так с трудом приобретает «квадратные метры». Но этого не случилось — у нас в регионе было принято решение о том, что под новую систему налогообложения будут подпадать только объекты площадью более 1000 кв. м. Для сравнения: в Амурской области под налогообложение попали объекты площадью свыше 300 кв. м. Не случайно в прошлом году нашу практику – в качестве ориентира – аппарат федерального бизнес-омбудсмена порекомендовал другим регионам, где велась работа над аналогичными законами как раз для того, чтобы не допустить ухудшение условий ведения бизнеса для малых и микропредприятий.
Мы не поторопились – это нормальный, естественный ход развития событий: переход на налогообложение, исходя из кадастровой стоимости недвижимости, неизбежен и логичен. Другое дело, что переход этот нужно сделать максимально грамотно, а значит, безболезненно для бизнеса. А для этого нужно инструменты тонкой настройки применять. Во-первых, чтобы все объекты попали под оценку, чтобы оценка была проведена качественно, а главное, чтобы налогообложение на основе кадастровой оценки стимулировало развитие приоритетных для территории бизнес-направлений, т.е. льготы предоставлять бизнесу, в товарах, работах и услугах которого остро нуждаются потребители. Например, в Приморском крае льготы были предложены предприятиям в сфере общепита и производства пищевых продуктов.
Для минимизации негативных последствий для налогоплательщиков мы планируем разработать предложения по порядку формирования перечня объектов, предусматривающие досудебное оспаривание попадания или непопадания объекта в этот перечень.
До 6 февраля 2015 года в Кузбассе проводится опрос предпринимателей на тему «Административный климат в Кемеровской области». Опрос организован уполномоченным по защите прав предпринимателей в Кемеровской области в рамках подготовки ежегодного доклада, содержащего оценку условий ведения предпринимательской деятельности в регионе. Любой предприниматель Кузбасса может поучаствовать в опросе, заполнив анкету в прилагаемой форме (http://www.ombudsmanbiz42.ru//images/doc/Raznoe/Anketa.doc).
— Мы понимаем, что предприниматели не всегда верят, что их голоса «дойдут» до нужных высот власти, просто устают и не желают тратить драгоценное время на разные опросы… Ну, что я могу сказать? Не будешь высказывать свое мнение, не будешь давать свои предложения — тогда способы решения проблем, которые тебя волнуют, будут придумывать за тебя другие люди. Сегодня такое время, когда сам бизнес, если он желает улучшения условий своего существования, не должен занимать пассивную позицию, должен открыто и внятно говорить о том, что ему нужно для развития. Не кричать, но и не молчать.
Опрос, о котором идет речь, поможет нам в подготовке ежегодного доклада губернатору и областному Совету народных депутатов об условиях ведения бизнеса в Кузбассе. Этот доклад станет частью доклада федерального бизнес-омбудсмена президенту: 85 приложений к нему – это отчеты региональных бизнес-омбудсменов о деятельности всех субъектов РФ.
Но помимо опросов, проводим и очные встречи с бизнесом. Первая такая встреча прошла в Новокузнецке 29 января на площадке Кузбасской ТПП. И я получила возможность еще раз убедиться, что те проблемы, с которыми к нам обращаются предприниматели по одному, испытывают все. Это проблемы с банковским кредитованием, налоговыми спорами, с доступом к госзаказам, налоговой нагрузкой.
Но в то же время новокузнецкие предприниматели обозначили проблему, которая может выйти на первый план в связи с начавшимися и ожидаемыми банкротствами предприятий. Чтобы этого не случилось, нужно оперативно включить их в пакет антикризисных мер. Только надо определиться с уровнем регулирования. Проблема в том, что добросовестный налогоплательщик, выполнив работы для предприятия, которое входит в стадию банкротства, должен будет с объема выполненных работ заплатить налоги, хотя денег за них еще не получил. Но ждать, когда процедура банкротства закончится и суд признает невозможность получения этих средств (для того чтобы представить его в налоговый орган), придется долго. А сейчас ситуация острая – ликвидности нет, доступа к банковским кредитам нет…
На этой встрече высветилась новая сторона проблемы входа местных товаропроизводителей в розничные сети. Представители администрации рассказали, как, проанализировав налоги, которые город получает от крупных торговых сетей, стали по-другому относиться к крупным ритейлерам – прибыли в бюджет от них минимум. Вывод? Когда местные власти принимают решение запустить в свой муниципалитет крупного ритейла, рассматривая это как инвестиционный проект, надо просчитать, насколько он инвестиционен? Создание рабочих мест? А каких? Что, это высокотехнологичные рабочие места или с высокой заработной платой? Кассиры, упаковщики и грузчики? Если администрация думает об НДФЛ, то это не тот НДФЛ, за которым стоит гнаться. Другой вопрос: а куда денется тот малый бизнес, который до прихода крупного ритейла был в торговле? Решение о том, чтобы запустить его на свою территорию, принимается не за один день. Проходит год, полтора, — надо не только с крупным инвестором работать, но с тем малым бизнесом, который пострадает от этого, – переориентировать, переобучить, скооперировать предпринимателей, может, им какой-то проект, муниципальный заказ предложить, т.е. хоть какой-то вариант обсудить с ними. А не просто получать удовольствие от того, что в муниципалитете появился крутой инвестор…
Прокуратура г. Кемерово направила протест на имя мэра Валерия Ермакова о несоответствии распоряжения местной администрации от 10.02. 2006 г. №401 «О Реестре объектов потребительского рынка, расположенных на территории города Кемерово» федеральному законодательству.Согласно этому распоряжению для открытия в областном центре магазина или заведения — объекта потребительского рынка — необходимо свидетельство, которое выдается после внесения объекта в реестр. Свидетельство же можно получить по заявлению, в котором будут указаны данные, подтверждающие факт внесения записи о юрлице или ИП в ЕГРЮЛ. Подобные ограничения на открытие бизнеса федеральным законодательством не предусматривают.
Обратил внимание прокуратуры на это несоответствие автор стартовавшего весной прошлого года социального интернет-проекта «Открытый город» Максим Учватов, известный в деловых кругах как руководитель сибирского клуба IT-директоров Ciosib.
— Если оценивать обращение не предпринимателя Максима Учватова в прокуратуру за защитой прав предпринимателей, то могу только порадоваться, что механизм общественного контроля заработал и в сфере обеспечения защиты прав предпринимателей. Общественного контроля много не бывает! Для его усиления мы, например, уже договорились о взаимодействии с Общественной палатой Кемеровской области. Надеюсь, что наши совместные действия — шаг за шагом — приведут к реальному улучшению условий ведения бизнеса кузбасских предпринимателей.
Если оценивать факт применения сегодня норм «устаревшего» распоряжения администрации города Кемерово от 2006 года, то напомню предпринимателям: с 2015 года именно в Кемерове начал действовать механизм оценки регулирующего воздействия нормативно-правовых актов исполнительной власти, которые регулируют предпринимательскую и инвестиционную деятельность. Тех актов, которые исполнительная власть намерена принять. Действующие же нормативно-правовые акты могут подвергаться экспертизе. То есть предпринимателям, если они видят, что некоторые из этих актов уже не отвечают сегодняшним реалиям жизни, надо самим быть активнее — в публичных консультациях может принимать участие неограниченное число лиц.
А мы, в свою очередь, также будем отслеживать, как процедура оценки регулирующего воздействия будет работать в г. Кемерово. Потому что если с 2014 года она вводилась во всех субъектах РФ, с 2015-го введена в их административных центрах, то со следующего года – по закону – она будет запущена во всех муниципалитетах.
Опубликовано :ОПОРА ,31 января 2015