Первый курс, первый опыт, первый блин не комом

От того, насколько высококлассными специалистами через несколько лет обучения станут нынешние первокурсники, будет зависеть развитие экономики Кузбасса и страны.
Зимняя сессия для многих первокурсников КузГТУ началась удачно благодаря особой системе работы с «новичками».
В Кузбасском техническом университете впервые с этого учебного года начал работать новый факультет – фундаментальной подготовки (ФФП). Одна из его целей — подготовка первокурсников к освоению вузовских дисциплин. Ведь известно, что базовые школьные знания не всегда позволяют ребятам, поступившим в университет, благополучно осваивать вузовские дисциплины.
Помочь ликвидировать зазор взялись преподаватели КузГТУ непосредственно в вузе, через ФФП. И вот закончился первый семестр, уже можно судить об эффективности такой работы. О первых результатах, об особенностях нынешних студентов и о том, какие пробелы видят вузовские преподаватели в школьной подготовке, мы поговорили с проректором по учебной работе КузГТУ Андреем Кречетовым.
— Андрей Александрович, расскажите, пожалуйста, поподробнее, зачем был создан ФФП.
— При создании факультета мы ориентировались на две основных стратегических цели. Первая – повышение качества подготовки наших студентов по базовым дисциплинам и вторая – работа со школьниками. Это и профориентация, и обучение, направленное на повышение качества знаний будущих абитуриентов. Общая цель – повышение качества образования.
— О результатах работы со школьниками судить пока рано, наверное. Давайте поговорим о первокурсниках, которых вузовские преподаватели вот уже полгода не только обучают по программам высшего образования, но и подтягивают до нужного уровня.
— Проанализировать окончательные итоги можно будет только после завершения сессии, в середине февраля примерно. Но первые сданные экзамены внушают оптимизм. Оценки за них у ребят в среднем лучше, чем были у первокурсников прошлого года.
— Интересно, почему пришла мысль дополнительно обучать студентов по школьным дисциплинам непосредственно в университете? Абитуриенты приходят не очень сильные?
— Не совсем так. Школьники приходят разные. Я бы не сказал, что современные ребята глупее, чем 10 и 20 лет назад. Просто ЕГЭ и подготовка к ЕГЭ меняет акценты. И потому им не всегда просто перестроиться в университете, когда уже нужно ориентироваться не не на сдачу экзамена, на тестирование, а на решение реальных производственных, инженерных задач. А они всегда далеки от тех типовых задач, которые используются при ЕГЭ.Поэтому одной из целей факультета является усиленная подготовка поступивших ребят. Безусловно, многие из них не в полной мере готовы к обучению в вузе по базовым дисциплинам. А если базы нет, то дальнейшее обучение протекает сложно…
— Ну, так ребята всё равно изучают в школе и математику, и физику, и другие дисциплины Какая разница, в ходе подготовки к ЕГЭ или нет?
— Да, но решение заданий ЕГЭ и применение этих знаний в инженерной науке – это очень разные вещи.
— А раньше, когда не было ЕГЭ, всё равно ведь готовились к экзаменам; какая разница, в какой форме? И тогда жаловались на разрыв между школьным обучением и университетским. При чем здесь ЕГЭ?
— Идеология раньше была другая: ты должен знать всё, чтобы решить любую задачу и постараться вникнуть в суть явлений. А сейчас, чтобы сдать, допустим, ЕГЭ по физике, не обязательно знать всю физику.
Зачем разбираться в сути явлений, если ответить на вопрос можно и без этого? Но в физике имеется много других вопросов, в которых нужно обязательно знать суть явления. Это очень сложная проблема, с которой мы сталкиваемся в вузе. Да, разница между школьным образованием и требованиями в вузе была всегда, вузовский курс физики всегда отличался от школьного, но сейчас эта разница увеличилась.
— А в каких дисциплинах базовая подготовка слабее?
— Именно в физике.
— Я часто езжу по школам, и очень редко встречаю учителей физики, которые проводят, например, лабораторные работы на уроках, показывают эксперименты… Большинство просто выходят к доске и рассказывают сухую теорию, непонятную детям. Почему так?
— Конечно, ребенок, знающий физику глубоко, на сути знаний и явлений, блестяще сдаст и экзамен. Но такая подготовка гораздо сложнее. А зачем она нужна, если ЕГЭ и без этого можно сдать?
— А вы на ФФП что делаете с этими «новобранцами», как помогаете ликвидировать пробелы?
— Надо сказать, что через кафедры ФФП проходят все без исключения первокурсники. Здесь мы проводим системную работу по выявлению уровня подготовки ребят, по их выделению в различные группы. Некоторым дополнительные занятия почти не нужны. А есть те, кому они явно требуются (таких третья часть). Причем занимаемся с ребятами и по физике, и по математике, и по иностранным языкам, и по всем другим предметам первого курса. Кому что требуется.
-Как проходят занятия?
— Вузовскую программу мы никак не можем обойти. По ней обучаются все. Но для тех, кому требуются дополнительные занятия, отводим отдельные часы для консультаций. И не только по школьным предметам. Организованы и более подробные занятия по вузовской программе. Мы понимаем ведь, что один человек с первого раза прослушал и все понял, другому надо два-три раза повторить, показать более подробные решения.
— Первокурсников в нынешнем учебном году больше тысячи человек. Выявить знания каждого из них – как это удалось?
— В сентябре мы провели масштабное исследование. Типа старого доброго экзамена при поступлении. Ребята решали задачи, не очень сложные с точки зрения вуза. Все с ними справились. Но средняя оценка — «тройка»…
— Наверное, потому, что в Кузбассе остаются не самые сильные выпускники школ. Лучшие едут в другие, престижные вузы…
— Ну, треть детей действительно уезжают из области, руководствуясь мнением, что в Кузбассе не очень хорошее высшее образование. Хотя это не соответствует действительности. Например, конкурс дипломов на старших курсах традиционно приносит нам первое, второе, третье места по стране. Это высокий показатель. И вообще уверяю со всей ответственностью: горное образование у нас лучшее. На высоком уровне образование и для других отраслей экономики.
Однако предположение, что в Кузбассе остаются только троечники, тоже неверно. У нас есть очень талантливые ребята, и их много, которые имеют высокий средний балл. Но они, увы, тоже не всегда сразу показывают блестящие результаты, как раз из-за разницы в подходах к преподаванию в школах и в вузах.
Повторное исследование уровня подготовки мы проведем после окончания сессии. Тогда и станет ясно, насколько оказывается эффективной работа ФФП. Но первые результаты, повторяю, радуют. Надеемся, что новый факультет позволит повысить качество образования у нас в целом.
Ведь от качества подготовки первокурсников зависит, каких специалистов мы выпустим впоследствии, которым через несколько лет предстоит поднимать экономику региона.
Татьяна ФОМИНА.