Золотое сечение «Шелли-холл»
Найти разумную и приятную грань в теме «искрометное творчество — прибыльный бизнес» — дело очень индивидуальное.
И далеко не каждому доступное. Кемеровский предприниматель Александр Шелихов, «отец» мастерской декора и флористики «Шелли-холл» (не правда ли, сразу остроумно и изысканно читается авторство в самом названии?), выбирает гармоническую пропорцию.
Так называемое, золотое сечение.
Игра по профессиональным правилам
Цветочный бизнес при всей романтичности товара, как и любой другой, может быть и чисто прагматичным: купил цветы задешево, продал задорого. Как-то так.
И когда бизнес-тренер из Минска, приглашенный муниципальным фондом поддержки малого предпринимательства, проанализировал модель «Шелли-холла», то сказал: «Модель невыигрышная с точки зрения коммерции. Убирайте флористов, занимайтесь продажей и доставкой цветов. Все остальное – лишние расходы».
— А я отвечаю: «Тогда мне неинтересно будет этим заниматься», — вспоминает Александр. — Мне интересно творчество, придумывать новые формы, идеи. Кстати, многие спрашивают: «Зачем вы открыли салон в Кемерове, когда по количеству цветочных магазинов на душу населения мы опережаем Москву?». Но флористика — это составление букетов по определенным правилам, которые установлены международной гильдией флористов, они подчинены правилам золотого сечения, сочетанию цветов по цветовому кругу и так далее. По этим правилам в нашем городе играют всего два-три игрока. И это довольно небольшие предприятия. Мы вошли в гильдию профессиональных флористов России, ездили на чемпионат Сибири по профессиональной флористике, на отборочный этап чемпионата России. Из Кемерова было только два представителя, и оба – из нашего салона. Потому что это конкурс не просто по красивому, а по правильному букету. Мы готовы ездить и по чемпионатам, и по тренингам. Гордимся, что нас знают на уровне страны как салон, который в Кемерове продвигает флористику.
— А на конкурс «Молодой предприниматель России» с какой целью пошли? Что он вам может дать?
— Шел с целью расширить круг знакомств, а также за новыми предпринимательскими идеями. И ни для кого не секрет, что в программу конкурса включен мощный блок, направленный на образование молодых предпринимателей.
Ландыши из-под снега
Александр утверждает, что всегда хотел открыть свое дело. Но при определенных условиях — больше психологического, чем финансового порядка. Так, чтобы с кем-то. И желательно, чтобы для этого кого-то оплата была не важна, и чтобы этот кто-то не предал. Такого партнера Александр искал долго. Пока жена Настя не созрела до понимания, что нужно открывать свое дело.
— Современные средства связи дают нам возможность просматривать ролики, проходить обучение, — рассказывает Александр. — Супруга моя несколько месяцев проходила «практику» в одном из кемеровских салонов. Затем ещё несколько месяцев ушло на то, чтобы выбрать направление, которое для нас станет интересным. Когда мы открылись, сделали ставку на полевые букеты. Практически всю прошлую зиму в нашем салоне были васильки и ромашки. В этом сезоне активно пошла сирень и… ландыши. Те цветы, которые зимой можно встретить только в сказке «12 месяцев». И я увидел 100-процентное увеличение оборота. Просто добавив два цветка. На волне любви к родной природе мы ввели в ассортимент сопутствующие товары, такие как дизайнерские изделия ручной работы наших кемеровских мастеров. Это и славянские обережные куклы, и различные куклы-тильды, и куклы интерьерные, которые можно коллекционировать. Разные авторы, техники, ценовая категория. Плюс мы на базе нашего салона проводим мастер-классы по изготовлению брошек, обложек на паспорт, подарков ко дню святого Валентина, Дню матери. Сейчас на еженедельных мастер-классах мы будем делать рождественские и новогодние композиции.
Желание удивлять
Концепция идет от того, что клиента нужно удивлять. А основная проблема флористики в городе Кемерово в том, что люди не знают, чего они хотят.
— Они не могут прийти и сказать: «Мне, пожалуйста, букет гентиан», потому что не знают, что такое гентианы. И наша задача как флористов показать людям разнообразие тех цветов, тех форм, которые существуют. Создать новые ценности.
Сегодня в «Шелли-холл» более 150 наименований цветов ежедневно, еще под заказ подразумевается более 7 тысяч позиций. Здесь розы из Эквадора, «экзотика» из Израиля, Новой Зеландии, Индонезии и разных районов Африки. А закупают их в Голландии, потому что именно туда – на аукционы — везут цветы со всего мира. Но из этого многообразия невиданной красоты Александр все равно выбирает растения, которые похожи на наши родные. Почему? А потому что их у нас, в Сибири, рвать нельзя, они практически все краснокнижные.
— Мы сейчас работаем с биологическим факультетом КемГУ, создаем список тех растений, которые не внесены в Красную книгу, но при этом представляют значение в декоративно-прикладном творчестве. И такие цветы мы уже даже нашли.
Этим летом ребята собирали солидаго — такую полевую желтую травку, которая визуально похожа немного на мимозу. И подарили порядка 500-700 букетов жителям города. Просто Александр с другом выходили на Весеннюю и дарили прохожим маленькие букеты, упакованные в крафтовую бумагу с логотипом «Шелли-холл». Три недели в году растет солидаго в больших объемах, и все эти три недели друзья раздавали цветы. На следующий год думают раздать еще больше. Согласитесь: изысканный маркетинговый ход! Хотя Александр утверждает: «Это все-таки было вторичным. Я – мужчина. И мне нравится дарить цветы женщинам. Когда у меня есть безграничный доступ к цветам, мне нравится дарить цветы еще больше!»
Шелихов, конечно, лукавит. Он не просто мужчина, он – предприниматель. И именно предприимчивость Александра, его маркетинговую стратегию и умение убеждать высоко оценили эксперты регионального конкурса «Молодой предприниматель России».
Генерация идей
— Когда ты генерируешь идею, на нее приходят люди, — уверен Александр. — Сейчас актив «Шелли-холл» — это 15 мастеров, дизайнеров, которые не входят в штат, но всегда помогают при какой-либо работе. 11 декабря будем декорировать открытие крупного автомобильного салона в Кемерове, и у меня уже сейчас записались добровольцами 10 человек, которые хотят принять участие в декорировании. Это мастера, которые хотят получить новый опыт. У них нет сейчас возможности реализовать крупный заказ, но есть желание поучаствовать в этом. Я всю жизнь занимался общественной деятельностью — это когда вокруг много людей делали что-то хорошее и получали за это только моральное удовлетворение. И когда перенес эти навыки на почву бизнеса, получилась такая вот непонятная, но очень интересная конгломерация.
Еще одна из особенностей мастерской — специалисты «заморачиваются» под клиентов.
— Этим летом мы делали свадебную арку из коряг и украшали хлопком и шарами из гидрангии (она же гортензия). И мы знали, что в день свадьбы будет 35 градусов жары. Нашей задачей было обеспечение на целый день жизни цветку, который один за день выпивает пол-литра воды. Нужно было сделать шары, которые бы выдержали всю свадьбу и с которых бы не капала вода. Придумали и сделали арку, которая выходила из квадратных сосен (квадратные сосны тоже пришлось делать). Это была очень нежная и красивая свадьба. Или вот, когда делали витрину для ресторана «Фудзи» — бонсаи в японском стиле. И мы ради этих бонсаев поехали на Обское море, так как я знаю, что там во время отлива на берег выбрасывается большое количество коряг, уже обтесанных водой и песком. Бензопилой я допилил эти коряги, мы их привезли в Кемерово, установили вверх корнями и задекорировали натуральным мхом и цветами. Так что у нас не просто заказы, а заказы с приключениями.
Сложности красивого бизнеса
При всей интересной творческой жизни головная боль при создании бизнеса неминуема. Нельзя сбрасывать со счетов то, что салон «Шелли-холл» находится «на первой линии» — на проспекте Советском. И это первый бизнес у семейной четы.
— Что касается финансовой составляющей под открытие бизнеса – это семья. Мы работаем без кредитов. Тогда, год назад, из пяти городов России мои родственники скидывались, чтобы нам помочь. Это была та финансовая база, которая дала нам возможность стартануть. В дальнейшем мы пришли к пониманию, что должны быть постоянные заказы. Флористика, которая нацелена на проходные потоки, обречена. Никакая реклама не работает – только прямые контакты с людьми, только прямые знакомства.
Корпоративное направление — то, в чем я вижу сейчас развитие флористики как таковой.
Например, сложно проследить за всеми датами дней рождения сотрудников большого предприятия. В этом случае гораздо удобней отдать функцию поздравлений на аутсорсинг флористическому салону. За совершенно небольшую сумму можно заключить договор, и мы будем делать доставку цветов к каждому дню рождения. Опыт такой есть, мы работаем с крупными компаниями.
Еще раз о любви в бизнесе
«Цветы с любовью» — этот девиз Александр взял для своего салона. Мотив был очень прост: если ты вкладываешь в товар свою любовь, она в любом случае отличается от любви другого человека. Значит, и дело будет отличаться. Поэтому в своем салоне Шелихов старался все сделать сам, ко всему прикоснуться, везде приложить руку. И к мебели, и к концепции, и к оформлению.
Вещи, которые сделаны с любовью, несут особую энергетику – такова его позиция.
Евгения РАЙНЕШ.
Фото Федора Баранова.
Из досье ОПОРЫ
Шелихов Александр Валентинович, в этом году ему исполнится 27 лет. Выпускник КузГТУ (специальность — «Государственное и муниципальное управление»). Окончил аспирантуру по направлению «Менеджмент» в КемГУ.
Профессиональную карьеру начинал с заместителя директора муниципального учреждения «Клубы по месту жительства». Три года работал в отделе молодежной политики администрации г. Кемерово главным специалистом отдела молодежной политики.
В октябре 2013 года открыл ООО «Шелли-холл».
В 2014 году стал финалистом городского конкурса «Молодое лицо города» (номинация «Персона») и регионального этапа конкурса «Молодой предприниматель России» (номинация «Семейный бизнес»), вступил в Ротари-клуб «Кемерово».