Вызовы Тараканова
Игрок, тренер, арбитр, директор спортивной школы – необычная линия жизни этого необычного человека
«Слишком короток наш век» – едва ли не самая расхожая фраза в спортивной среде. Конечно, при современном уровне восстановительной медицины этот «век» удлинился, но, тем не менее, по-прежнему самым злободневным остаётся вопрос: куда ж податься, к примеру, хоккеисту после завершения игровой карьеры?
Вариантов немного, учитывая, что ранее не хватало времени, да и, наверное, мотивации для полноценного образования по «гражданской» специальности. Типичная пограничная ситуация, из которой бывшему спортсмену надо найти оптимальный выход с пользой для себя и своих близких.
Не миновал этой пограничной ситуации и Игорь Тараканов, выступавший за кемеровский «Кузбасс» в чемпионатах СССР и СНГ по хоккею с мячом в 1980-х — начале 1990-х годов. До перехода в нашу команду уроженец поселка Обухово, что в Московской области, служил в группе советских войск в Германии (Равенсбрюк) и демобилизовался в звании сержанта по специальности «наводчик-оператор боевой машины пехоты».
Болельщики помнят одного из лучших бомбардиров нашей команды в тот период. Помнят острого нападающего, который отличался голевым чутьем и в нужный момент выкатывался на ударную позицию.
Тараканов – первый снайпер «Кузбасса» в сезонах 1987-1988 гг. (22 мяча), 1989-1990 гг. (20), 1990-1991 гг. (16, столько же в активе Юрия Витухина). Игровую карьеру Игорь закончил в 1993 году, когда помог ленинск-кузнецкому «Шахтёру» завоевать путёвку в высшую лигу русского хоккея и решил переквалифицироваться в арбитра. И на этом поприще смог заработать звание судьи международной категории.
«Выжимал майку и пластом валился»
– Считаю, что в качестве арбитра прошёл суровый, тяжелый, но плодотворный путь. Помогли опытные наставники, судьи высочайшего уровня. Вообще мне повезло в жизни: общался с хорошими людьми, профессионалами своего дела. Помню, как в 1999 году окунулся в атмосферу Кубка мира среди клубов. Приходилось работать и в шесть утра, и в десять вечера. Время перемешалось, не понять, где день, где ночь. Выжимал майку и пластом ложился. Суровая, но полезная школа.
– Игорь Геннадьевич, привыкли к тому, что судей то и дело освистывали?
– Понимаете, ничто человеческое не чуждо: ошибаются не только игроки, тренеры, но и арбитры. Болельщики приходят на стадион, как в театр, в надежде увидеть красивый спектакль. Судья выходит на поле не для того, чтобы себя показать; напротив, он должен быть в тени, но не допустить хаоса и не испортить игру.
А это колоссальная ответственность, независимо от того, какой матч – товарищеский или официальный, независимо от того, встречаются топ-клубы или команды из нижней части таблицы, противостояние которых, кстати, может быть не менее интересно, чем схватка за медали. На каждую игру заранее настраивался. Знал практически всех хоккеистов, особенно в ведущих клубах, знал, кто, скажем так, может испортить настроение. Игроцкий опыт помогал предвидеть развитие событий на поле. Бывало, нырнешь в «мертвую» зону, а именно там вскоре и развивается атака.
Работал на девяти чемпионатах мира. Конечно, особенно запомнил чемпионат мира-2007 в Кемерове. Настоящий праздник русского хоккея! Недавно встречался со шведом Рольфом Чеком, руководителем международного судейского комитета. Подарил ему альбом, посвященный первенству планеты в нашем городе. Так он аж слезу проронил, настолько ему запомнился турнир в Кемерове. Мне довелось работать в интернациональных судейских бригадах, и скажу, что в корпусе арбитров, вопреки досужим разговорам, всегда была очень доброжелательная обстановка, мы понимали друг друга без слов.
Десять лет кряду Игорь Тараканов входил в число лучших судей страны, а на чемпионате мира-2006 в Швеции его признали лучшим арбитром турнира.
Тренерское поприще:от «Буревестника» до «Кузбасса»
Осенью 1983 года Игорь Тараканов получил тяжелую травму в матче на Кубок СССР и на три сезона расстался с русским хоккеем. Но не оставил спорт: работал тренером женской команды по хоккею на траве «Буревестник».
– Очень трудный период в моей жизни, – вспоминает Игорь Геннадьевич. – Девять месяцев с небольшими перерывами проходил лечение в третьей городской больнице. Месяц отлежу – неделю дома. Спасибо врачам за то, что поставили меня на ноги! В то время мне и предложили заниматься с девчонками. Попал в щекотливую ситуацию: смогу или нет? Но решил продлить спортивную жизнь, и наш «Буревестник» постоянно был в числе лидеров в Сибири и выступал в финальной пульке за выход во вторую лигу.
А в декабре 2009 года президент «Кузбасса» Андрей Сельский предложил мне исполнять обязанности главного тренера команды после ухода титулованного Владимира Янко. Работали вместе с Михаилом Быковым и старались сохранить прежний рисунок игры. Это нам удалось: победная серия составила 20 матчей, и команда закончила сезон с бронзовыми медалями.
Отлаженная система
Вот уже семь лет Игорь Тараканов руководит кемеровской школой русского хоккея. По итогам прошлого сезона нашу школу вновь признали лучшей в стране.
– Конечно, это заслуга всего коллектива. Но нельзя останавливаться, надо идти вперед. Сегодня команду мастеров «Кузбасса» пополняют воспитанники нашей школы. Понятно, что молодым ребятам нужно время, чтобы освоиться на новом уровне, найти свой угол в раздевалке и своё место на льду.
– Игорь Геннадьевич, как вы чувствовали себя в пограничных ситуациях, насколько сложным был переход из одной профессии в другую?
– Мне всегда было интересно попробовать себя в новом деле. Не чувствовал страха, открыто принимал очередной жизненный вызов и считал не зазорным учиться. Будешь учиться – будут и результаты. Никогда не скажу, что всё знаю.
Никогда и не задавался вопросом, почему к 55 годам прошел именно такой путь: игрок – тренер – арбитр – директор школы. За последние годы отлажена система совместной работы хоккейного клуба «Кузбасс» и нашей школы. Президент клуба Андрей Сельский настроен на возвращение команды на вершину.
Значит, будем совершенствовать нынешнюю систему и дальше, чтобы как можно больше детей приобщить к здоровому образу жизни и как можно больше хоккеистов подготовить для команды мастеров.
Вадим АНТОНОВ.