«Соль» уголовного дела
Чтобы уйти от ответственности, главарь наркодельцов пытался на стадии предварительного расследования симулировать психическое заболевание. Однако специалисты вывели его на чистую воду и убедительно доказали, что он здоров.
…В марте прошлого года сотрудники кузбасской транспортной полиции задержали довольно серьезную группировку наркодельцов. Во время спецоперации были изъяты несколько десятков спичечных коробков и бумажных свертков с «солью», приготовленные для закладки в тайники, много электронных гаджетов (мобильники, планшетные компьютеры, ноутбуки, десятки сим-карт различных сотовых операторов и т.д.), а также «бухгалтерская» документация с «адресами» тайников, количеством проданных наркотиков и вырученных за них денег.
Руководство в действии
— Из шести членов организованной преступной группы особый интерес для нас представлял ее организатор – 25-летний Вячеслав Соловьев, — рассказывает старший оперуполномоченный уголовного розыска Кузбасского линейного управления МВД России Ягуб Ягубов. — По нашим данным, у него в тайнике была припрятана оптовая партия наркотика, которую он еще не успел пустить «в работу»…
До того как заняться сбытом «синтетики», Соловьев приторговывал героином. Сколотив на этом вполне приличные деньги, он стал вкладывать их в автомобили, которые потом сдавал в аренду частным таксомоторным фирмам. Вскоре у Соловьева был уже целый «автопарк», приносивший ему неплохой побочный доход. Но останавливаться на достигнутом он не собирался и нашел в соседнем регионе людей, которые заинтересовались перспективами завоевания кузбасского «солевого» рынка. Вячеслав сам ездил к ним за оптовыми партиями наркотика, после чего фасовал «соль» по спичечным коробкам и развозил по городским тайникам — лавочкам, мусорным контейнерам, вентиляционным отверстиям в стенах домов и т. д.
Такой наркобизнес был относительно безопасен, поскольку Соловьев никогда не видел клиентов и даже не разговаривал с ними по телефону. Весь процесс общения проходил исключительно в цифровом формате — через смс-сообщения, в которых заказчик указывал необходимый объем наркотика или сумму, которую он может на него потратить. А Соловьев посылал ему номер мобильника, «привязанный» к виртуальной платежной системе, на который нужно было «забросить» деньги. И только после того, как оговоренная сумма поступала на счет, указывал местоположение тайника с «солью».
Родственные связи
Наркобизнес быстро расширялся, и вскоре потребовались помощники. Правой рукой Соловьева стал его приятель Максим Макеев, который взялся за обеспечение «организации» электронными средствами связи, оформлением на подставных лиц банковских и сим-карт, поиском новых «работников». Он же вовлек в дело знакомую семейную пару: Нина быстро освоила роль «диспетчера», а ее супруг Михаил стал незаменим при закладке наркотиков в тайники (на профессиональном сленге — «закладчиком»). Со временем они порекомендовали в «фирму» своих родственников.
Обмен и обработка информации, контакты с клиентами проходили в режиме реального времени только с помощью ноутбуков, планшетников и коммуникаторов.
По приблизительным оценкам, месячная прибыль «предприятия» исчислялась шестизначными цифрами, и его «руководитель» стал подумывать о постройке многоэтажного коттеджа. На пару с Макеевым они присмотрели симпатичный земельный участок за городом и даже заказали архитектурный проект своих новых владений, но их мечты не сбылись: в конце 2012 года наркодельцы попали в поле зрения оперативников транспортной полиции, и через несколько месяцев всё для них пошло прахом…
Виды на «психушку»
— Сразу же после задержания Соловьев добровольно выдал почти полкилограмма наркотиков, которые зарыл в снегу возле одной из пригородных трасс, — рассказывает начальник отделения по расследованию преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков следственного отдела Кузбасского ЛУ МВД России Иван Воловичев. — Однако на этом его деятельное раскаяние закончилось, и потом он всячески отрицал свою вину и затягивал следствие. В частности, пытался убедить в том, что серьезно психически болен. Однако нами была инициирована независимая оценка душевного состояния подозреваемого в Новосибирске, которая полностью развенчала миф о якобы имевшихся у него психических отклонениях…
По информации пресс-службы Кузбасского ЛУ МВД России, сейчас пятеро участников «наркофирмы» во главе с ее руководителем ожидают решения своей судьбы Заводским судом Кемерова, где проходит судебный процесс по их уголовному делу. На скамье подсудимых нет лишь «закладчика» Михаила, который в надежде на снисхождение пошел на сделку с правосудием и уже получил «свои» восемь лет лишения свободы…
Елена Щербинина.
P.S. Имена и фамилии фигурантов уголовного дела изменены.
Для справки
«Соль» или «скорость» — синтетический наркотик, который появился на «рынке» относительно недавно. Вызывает быстрое привыкание и зависимость. Поскольку даже после однократного приема возникает непреодолимая потребность употреблять его снова и снова, сами наркозависимые называют его «жадным».