Большой груз ответственности

С вертолета хорошо видно, как загруженные «под завязку» многотонные автомобили пытаются по грунтовым дорогам миновать посты ГАИ и скрытно выбраться на большие трассы.
Все чаще выявлять нарушителей правил перевозки тяжеловесных грузов инспекторам ГИБДД помогают полицейские вертолеты.
С высоты хорошо видно, как загруженные «под завязку» многотонные автомобили украдкой ползут по грунтовым дорогам, проложенным вблизи угольных шахт и разрезов, рудников и карьеров, мест по добыче песка и заготовке леса, норовя незаметно выбраться на дороги общего пользования. Как-то, например, инспекторы ГАИ задержали изрядно просевший под тяжестью угля грузовик, в котором вместо 24 официально задекларированных тонн перевозилось в полтора раза больше — 37!
Впрочем, практика показывает, что подавляющее большинство водителей таких грузовиков вообще не имеют никаких документов, разрешающих перевозить тяжеловесные грузы по дорогам общего пользования. Более того, нередко выясняется, что и сам этот груз нелегальный (например, где-то украден). Поэтому понятно, что встреча с сотрудниками Госавтоинспекции никак не входит в планы перевозчиков, заставляя их искать объездные пути. А грунтовые дороги, пролегающие среди густых лесонасаждений и заросших полей, для таких тайных вояжей подходят почти идеально.
Чтобы избежать ответственности (штраф для перевозчиков — физических лиц составляет до 2,5 тыс. руб., для юридических – до 500 тыс. руб.), иные пойманные нарушители пытаются «договориться» с дотошными инспекторами ГАИ. С начала года зафиксировано уже три попытки дачи взятки полицейским водителями большегрузов. Теперь, кроме административной ответственности, их ждет еще и уголовная статья.
По словам начальника управления ГИБДД ГУ МВД России по Кемеровской области Александра Реветнева, в настоящее время в результате целенаправленной работы полицейских количество нарушителей, перевозящих тяжеловесные грузы по дорогам общего пользования, существенно сократилось. Однако некоторые по-прежнему не спешат выполнять требования законодательства и продолжают искать обходные пути для осуществления своей деятельности. С такими нерадивыми водителями Госавтоинспеции помогают бороться сотрудники авиаспецназа.
— Особое внимание уделяется также и техническому состоянию автомобилей, перевозящих тяжелые грузы, — говорит заместитель начальника отдела надзора областного УГИБДД Артем Андриянов. – При проверках выясняется, что многие из них не только угрожают целостности дорожного покрытия, но и сами по себе – например, из-за неисправности рулевого управления или тормозной системы — представляют потенциальную опасность для других участников дорожного движения. Эксплуатация таких машин запрещается до устранения выявленных недостатков.
По словам майора полиции Артема Андриянова, всего за шесть месяцев этого года сотрудники кузбасской Госавтоинспекции выявили более 7000 нарушений правил перевозки тяжеловесных грузов. На руководителей организаций-перевозчиков составлено порядка 1100 административных материалов, которые переданы для дальнейшего разбирательства в прокуратуру, суды и другие заинтересованные ведомства и организации. Причем все чаще к ответственности привлекаются и фирмы-грузоотправители, которые намеренно занижают вес перевозимого груза: с начала года таких случаев было уже три, виновникам грозит административный штраф до 400 тыс. руб.
Всеволод Владимиров.