Битва хоров
Соловьев в Кузбассе стало больше настолько, что им впору слать вызов знаменитым курским сородичам…
И все-таки большинство кузбассовцев о том, что рядом с ними живут соловьи, даже не подозревают. И не знают, что взявшееся вдруг откуда-то в начале июня пение, заставляющее оторвать голову от подушки не только в тихой ночной деревне, но и даже в не утихающем никогда городе, — трели именно прилетевшего соловья!
А для нас тем более символично, что соловей – символ России – мчится в Кузбасс с зимовки из далёкого далека и поспевает как раз к 12 июня, к Дню России. Он верен родине. И именно ее зов заставляет крошечную серую птаху, вес которой, по словам ученого из Кемеровского госуниверситета Вадима Ильяшенко, всего-то 15-25 граммов, упрямо резать крылышками высоту и ветер, пробивать грудью капли собирающихся облаков и «взрывную» угрозу надутых туч и добираться до цели.
Иного быть и не может.
Ведь соловей – русский…
Привал
Девятиэтажка №82 на окраине Ленинска-Кузнецкого больше десяти лет стояла на обочине одна. Эта мощная стена, вставшая буквой «Г», защищала собой пустырь, кусты и деревья от проспекта Ленина и вообще от города. И этот «осколок» надежно укрытой тишины для своего привала… облюбовали соловьи.
Дом, «выросший» по воле случая на Большом соловьином пути, для уставших птах, возвращавшихся со своих «зимних квартир» из Африки и юго-востока Евразии, стал и маяком, и «ветками».
И жильцы вскоре это заметили.
— Конечно, пережив при этом несколько бессонных, но счастливых ночей, — улыбается Татьяна Бочарова. – Ведь заснуть под соловьиные песни невозможно.
И они, жильцы, радуясь подарку судьбы – «залетным» соловьиным песням (соловьи летят по тому маршруту несколько дней, спеша друг за другом, чтобы окончательно приземлиться у берегов рек, чтобы успеть за наше короткое сибирское лето влюбиться, жениться, завести детей и показать, передать им любовь к родине), каждый год этих птиц ждут. Да что там, жильцы даже… рассказы о соловьях пишут!
— А куда садятся на привале соловьи? – спрашиваю Татьяну.
— На березы, крыши, балконы – теперь уже не только нашего дома, рядом построились и другие дома. Но соловьиные ночи – примерно с 4 по 12 июня – для всех нас так и остались…
— Они поют до самого рассвета, я вот тоже в прошлом году соловья во дворе услышала и увидела впервые в жизни, хотя сама – деревенская. И до этого сроду не знала, что в Кузбассе есть соловьи. А пел он так хорошо – прямо заслушалась, — светится, вспоминая с улыбкой, бабушка Зоя Лобанова из 51-го дома, построенного за эти годы рядом с первой «соловьиной» многоэтажкой. – И ведь неприметная птица. Но голос!..
Календарь соловьиных ночей жильцы «вывели» сами, ориентируясь, конечно, на весну. Из-за ранней теплой соловьи прилетают чуть раньше. Из-за нынешней длинной холодной, перешедшей в холодное лето, позже.
— Первый соловей нынче все-таки прилетел 6 июня. До четырех часов утра пел во-он в том огороде, — с гордостью рассказывает мама на детской площадке, показывая на частный дом, что стоит рядом с «высотками». — Ну и… никто не спал.
…Местным краеведам, кстати, выбор соловьев – насчет привала в городе, который на первый взгляд казался странным, вполне понятен.
— Птицы летят маршрутами, отработанными веками, курс у них «в крови». И в прошлом та окраина Ленинска-Кузнецкого была ЗА городской чертой. В той стороне было село, текла речка Мереть с берегами, заросшими кустарниками, наверняка любимыми соловьями. Но расширился город, речку убрали под асфальт, — поясняет Тамара Чухно, старейший краевед, экс-директор городского краеведческого музея.
А соловьи остались верны маршруту.
И потому каждый год дарят жителям чудо, таясь в ночи уже среди городских «коробок»…
Вызов
Первого соловья в Кемерове уже тоже нынче на днях услышали — в зарослях на берегу Томи. Но главная «команда» соловьев прилетит в Кузбасс к Дню России.
И на университетской биостанции соловьи снова попадут на «перепись».
Выглядит это так. Ученые натянут специальные сети, сплетенные из очень тонких нитей и с таким плетением, чтобы птаха, попав «в плен», не поранилась. Оттуда птичку берут, взвешивают ее на специальных весах, записывают в журнал все важные характеристики, цепляют на лапку легкое алюминиевое колечко и выпускают. На всё уходит минуты полторы. Соловей, отметившись, получив похвалу типа «подрос», «молодец», улетает, забыв про приключение. Его распирает любовь.
— По нашим наблюдениям, с 2005 года число соловьев в Кузбассе растет. В прошлом году мы окольцевали рядом с биостанцией порядка трехсот соловьев, в позапрошлом – около двухсот пятидесяти, — говорит Вадим Ильяшенко, доцент кафедры зоологии и экологии КемГУ.
И среди птиц, самых распространенных в Кузбассе, соловей добрался уже до 10-го места!
— И наш соловей ничем не уступает курскому, — уверен кемеровский зоолог. – К тому же к нам прилетает пять видов соловьев, в том числе тех, которых никогда не знали в Центральной России, в том же «соловьином» Курске.
Кстати, по последней «переписи» в Курске насчитали 480-510 соловьев, подсчет вели по песням. А в Кузбассе, хотя общее число этих птиц сроду не считали, почти столько прошло всего-то через одну научную станцию… И нашему краю уже точно впору считаться еще одним соловьиным краем России!
Лариса Максименко.
Для справки
Певчих символов России и Кузбасса пора знать «в лицо». Кузбасские соловьи – это: обыкновенный (весь серый), красношейка (с красным пятном на горле), синий (весь сине-серый, но крылья коричневатые), свистун (на грудке рисунок типа рыбьей чешуи), варакушка (серый, а хвост рыже-черный).