Когорта первых мастеров
В минувшем сезоне кемеровский «Кузбасс» вышел в полуфинал Кубка страны. Благодаря этому достижению 12 игроков команды заработали звание «Мастер спорта России». В числе новоиспеченной дюжины – четыре воспитанника тренера Анатолия Измаденова, бронзового призера чемпионата СССР-1973.
Интересно, что Анатолий Петрович входит в когорту первых мастеров спорта кемеровского хоккея: в 1966 году были удостоены почетного звания также Виктор Баянов, Альберт Большаков, Юрий Гольцов, Виктор Жданов, Анатолий Карпунин, Владимир Краев и Геннадий Савельев.
Кемеровский «Шахтер» (название команды до 1972 г.) в национальном первенстве 1965-1966 годов занял седьмое место и набрал необходимую сумму баллов для выполнения мастерского норматива. Эти баллы сибирский клуб заработал, одержав победы в поединках с чемпионом СССР из Свердловска (4:1), бронзовым призером алма-атинским «Динамо» (3:2) и армейцами Хабаровска (3:2), замкнувшими квартет лучших отечественных команд. Тройку лучших бомбардиров кемеровчан в том памятном сезоне составили Баянов (15 мячей), Гольцов (7) и Савельев (6). Спустя семь лет четыре хоккеиста из первой группы мастеров — Краев, Измаденов, Савельев и Жданов — уже под флагом «Кузбасса» завоевали бронзовые медали чемпионата страны в сезоне 1972-1973 гг.
В интервью нашей газете Анатолий ИЗМАДЕНОВ рассказывает о своих партнерах по тогдашнему «Шахтеру».
Баянов
— Витя, Виктор Григорьевич – коренной кемеровчанин, рудничный парень. Считаю его самым одаренным игроком в истории кузбасского хоккея с мячом. Природа щедро наградила Баянова талантом. Когда он брал мяч — упрямо катил вперед, не виражировал, а шёл на двух-трех соперников и обычно проходил их. Витя тащил за собой команду, и команда за ним катилась. Народ ходил на стадион, чтобы посмотреть игру Баянова, — это надо признать и не забывать.
Легендарный тренер Василий Дмитриевич Трофимов звал его в московское «Динамо», но Баянов не поехал ни в столицу, ни в Свердловск, куда его тоже приглашали. По характеру — рубаха-парень, мог отдать последнее. Любил хорошую компанию, бокал красного вина. Удивительно, что после дружеских посиделок он выходил на поле и был прежним Баяновым.
Витя не стал призером чемпионата СССР, поскольку незадолго до нашего «бронзового» сезона получил тяжелую травму: конькобежец сбил его на дорожке, когда он выкатывался на лёд и оглянулся, чтобы ответить на приветствие с трибуны. Мощный парень-конькобежец катил в низкой посадке и не увидел Баянова. С сотрясением мозга Витю отвезли в больницу, и после этого большой хоккей для него закончился.
Мы помним Виктора Григорьевича Баянова. В прошлом году, когда минуло 20 лет со дня его смерти, поставили ему на кладбище памятник из чёрного гранита. Каждый сезон в Кемерове проходит турнир детских команд памяти Баянова.
Большаков
— Альберт Петрович Большаков – уроженец нашей Красной Горки, жил на третьей Сосновой улице. Много лет был не только капитаном команды, но и, скажем так, главным её идеологом. Прямой по характеру, всегда требовал жестких наказаний для нарушителей спортивного режима, говорил, что «не надо с ними нянчиться».
Играл на позиции правого «бортовика», «закрывал» свой край. Получил высшее образование, специальность – горный инженер. В 1960-х годах хоккеисты после сезона полтора-два месяца трудились на шахте, а Большаков, занимая руководящую должность, работал дольше остальных и позже нас начинал предсезонную подготовку.
Уйдя из спорта, работал в кемеровском горисполкоме, заведовал коммунальным хозяйством. Потом переехал с семьей в Санкт-Петербург, где и скончался в марте прошлого года.
Гольцов
— Юрий Иванович Гольцов – техничный нападающий, с высоким игровым интеллектом. Спокойный, уравновешенный. Походка вразвалочку, но выходил на поле и преображался: хорошее катание, маневренность, «сочный» удар слева. Хитроумно разыгрывал штрафные у ворот соперника, мог сделать неожиданный пас, забросив мяч за «стеночку». Здорово взаимодействовал с Баяновым.
В Кемерово Гольцов приехал из Новосибирска, куда потом и вернулся. К сожалению, после его отъезда мы потеряли с ним связь.
Жданов
— Виктор Сергеевич Жданов родился в городе Белово. Прирожденный центральный защитник. Упорный, трудолюбивый. Умело «читал» игру, вовремя страховал партнеров. Во втором круге сезона 1965-1966 годов по решению тренера «Шахтёра» Валентина Петровича Свердлова мы с Витей составили пару стопперов (либеро тогда не было, в обороне играли в линию). Несколько лет, пока меня не перевели в полузащиту, мы выступали вместе в этом амплуа.
Жданов остался в памяти как очень самоотверженный хоккеист, никогда не жалевший себя на льду, после матчей он постоянно был в синяках. Почему в синяках? Во время стандартных положений Жданов выбегал на бьющего игрока и принимал удар на себя. Витя старался вычислить траекторию полета мяча, и если это не удавалось, долго потом анализировал эпизод. Вообще, это очень сложно — выйти на бьющего так, чтобы мяч попал именно в тебя, но у Жданова получалось. Вратарь Володя Краев был ему весьма благодарен за это.
Закончив спортивную карьеру, Виктор Сергеевич остался в хоккее: работал администратором, начальником команды в ленинск-кузнецком «Шахтере», кемеровском «Кузбассе». Ушёл из жизни в 2004 году.
Вадим АНТОНОВ.
Окончание в следует