Элементарно, доктор Ватсон!
Медицина Кузбасса готовится к переходу на работу в условиях эффективного трудового контракта. В первую очередь перемены коснутся руководителей государственных учреждений здравоохранения: уже в июне департамент охраны здоровья населения начнет оформлять с ними трудовые отношения по-новому.
Понятно и прозрачно
О том, что с 2014 года в здравоохранении будет введена система эффективного контракта, на федеральном уровне заговорили еще в начале 2013-го.
Смысл нововведения – сделать механизм начисления зарплаты понятным для всех, кто работает в медицине. Эффективный контракт подразумевает, что в трудовом договоре с работником будут конкретизированы не только его должностные обязанности (что он должен делать за оклад), но и условия, на которых ему могут выплачиваться надбавки стимулирующего характера. И в каком именно размере. То есть контракт должен увязать общий доход медиков с качеством их труда.
Эффективный контракт призван защитить работника от необъективности работодателя. А работодателя – от искушения более щедро премировать любимчиков.
В декабре 2013 года департамент здравоохранения Кемеровской области, опираясь на рекомендации Минздрава, утвердил критерии оценки деятельности государственных медучреждений в целом, а также их руководителей и работников. (Муниципальным органам здравоохранения рекомендовано принять аналогичные решения на своем уровне).
Так, для амбулаторно-поликлинических учреждений предусмотрено 10 «контрольных точек». Одна из них – доля посещений пациентов с профилактической целью. Если по итогам квартала она достигнет 30% и более, поликлиника получит в свою «копилку» два балла. От 25% до 30% – только один балл. Если же профилактика составит менее четверти всего объема работы, выполненной специалистами, не получит вообще ничего.
Другой важный показатель – удовлетворенность качеством медицинской помощи. Если довольны будут не менее половины всех опрошенных пациентов, учреждению добавят три балла. Если менее – ноль. Объем средств, которые поликлиника сможет направить на стимулирование своих сотрудников, будет зависеть от суммы баллов.
При начислении стимулирующих выплат главврачу будут учитываться показатели основной и финансово-хозяйственной деятельности возглавляемого им учреждения, а также его умение управлять персоналом и трудовая дисциплина. Так, если размер среднего заработка работников больницы не достигнет определенного соотношения со средней зарплатой в Кузбассе, главврач будет лишен премии на 70%. А если пациенты начнут жаловаться в вышестоящие инстанции, и как минимум 30% жалоб признают обоснованными, не увидит премии вообще…
Неправильные пропорции
Внедрение эффективного контракта – это часть стратегии партии «Единая Россия» по решению кадровой проблемы в здравоохранении. Но насколько в действительности размер заработка определяет ситуацию с кадрами? Вот цифры.
По итогам прошлого года средняя зарплата врачей в Кузбассе составила 38558 рублей, или 151,9% к средней по области (25376 руб.). Правда, это при работе практически на две ставки. Но врачи работают так уже десятилетиями. Однако в 2005 году, например, их зарплата составляла только 120% от средней по региону.
Казалось бы, дополнительные деньги должны были не только удержать тех, кто уже занят в отрасли, но и привлечь новых работников. Однако численность врачей и среднего медперсонала в государственном секторе здравоохранения Кузбасса продолжает сокращаться. За последние два года и тех, и других стало на тысячу меньше.
Правда, эта статистика не учитывает активно развивающийся сектор частной медицины. Почему выпускники медицинских учебных заведений идут, а «государственные» медики переходят к «частникам»? Не потому ли, что в госсекторе слишком трудно заработать «длинный» рубль? В структуре зарплаты гарантированные выплаты составляют только 40%. А 60% приходится на стимулирующие. И чтобы получить их, надо, в общем-то, «вспахать, заборонить и сверху асфальт положить».
О том, что в госсекторе необходимо поменять пропорцию, а еще лучше — увеличить долю гарантированного дохода до 70%, говорила и министр здравоохранения Вероника Скворцова. Но для этого требуются законодательные инициативы федерального уровня. А в ближайшее время рассчитывать на них уж точно не стоит…
А может, механический рост армии медиков не так уж и важен? Лет 20-30 назад мы обгоняли весь мир по количеству врачей и все никак не могли отстать по количеству больных. Не случайно сегодня акцент сделан именно на качество медицинской помощи.
Валентина АКИМОВА.
КОММЕНТАРИИ
Любовь ЕГОРОВА, председатель обкома профсоюза работников здравоохранения Кемеровской области:
– 80% жалоб, поступающих в обком профсоюза, связаны с нарушениями трудового законодательства в части оформления трудовых отношений и условий оплаты труда. Начинаем разбираться и видим иной раз, что весь сыр-бор возник из-за того, что сотрудник, приступая к работе, имел в виду одно, а работодатель – другое.
Полагаю, что переход на эффективный контракт скорректирует статистику споров в сторону уменьшения. Потому что он изначально должен исключить двойное толкование и сделать саму систему начисления стимулирующих выплат полностью прозрачной. Чтобы человек мог самостоятельно рассчитать, что он получит плюсом к своему окладу, если у него не будет взысканий и будут соблюдены определенные, прописанные в контракте «правила игры».
Обком профсоюза наряду с департаментом здравоохранения участвовал в разработке критериев оценки деятельности работников медучреждений. Наша позиция: нельзя смешивать понятие компенсационной выплаты и стимулирующей. Компенсационная – это гарантированная часть зарплаты, которая устанавливается за особые условия труда (например, за работу во вредных условиях, в ночное и вечернее время и так далее).
А стимулирующая – не гарантированная. Критерии оценки можно применить только к стимулирующей части зарплаты.
Сергей ЩЕПЕТКОВ, главный врач городской детской клинической больницы №4 г. Новокузнецка:
– В структуру ГДКБ №4 входит многопрофильный стационар и три детские поликлиники. Полагаю, что для коллектива больницы переход на эффективный контракт стрессом не станет. Потому что начиная с 2007 года мы примерно так и работаем. Термин «эффективный контракт» никто тогда не употреблял, но принцип в основу распределения стимулирующей части заработка был положен такой же.
Каждый сотрудник больницы имеет четкое представление о своих должностных обязанностях. До каждого доведена цель – к чему он должен стремиться, и критерии оценки, которые при достижении цели превращаются в реальные деньги. По итогам 2013 года средняя зарплата врача (а мы, подчеркну, детское учреждение) составила по больнице 59990 рублей. Понятно, что в реалиях она у кого-то выше, у кого-то ниже, «полная справедливость» в данном вопросе была бы уравниловкой. А это неправильно, люди работают по-разному. Но администрация всегда готова выслушать коллективы, и бывает, мы идем на компромисс.
Хотя я уверен, что уровень зарплаты – не единственный фактор, который определяет удовлетворенность человека своей работой. Процент недовольных может быть выше в тех подразделениях, где зарплата вполне достойная, но психологический климат оставляет желать лучшего.