Пять процентов на культуру
Помню, изучая, что представляет собой в реальности так называемая «потребительская корзина», я удивилась факту: оказывается, социологи закладывают в нее не только продукты, одежду и квартплату, но и расходы на культурные потребности человека!
Размер этих трат, правда, невелик: он составлял, помнится, порядка 5% от общего наполнения корзины. Но все-таки…
Известно, что чем богаче человек, тем меньше денег он тратит на еду и больше – на всякие «необязательные» расходы: путешествия, коллекционирование, те же культурные потребности и прочие удовольствия. Конечно, если сравнивать в абсолютных цифрах, то его «траты на прокорм» будут выше, чем у тех, кто еле-еле сводит концы с концами. Но в долях это выглядит так: чем больший процент вашего семейного кошелька уходит на покупку продуктов питания, тем вы считаетесь беднее.
Так вот. В нашем регионе расходы на культуру распределяются примерно так же, как в этой самой потребительской корзине: расходы бюджетной системы области, направленные на развитие сферы культуры, кинематографии и средства массовой информации, в 2012 году составили 4,3 млрд рублей, что составляет 5% в общей сумме расходов на социально-культурные мероприятия.
В общем-то, такой экономный подход к сфере культуры понятен: если встает дилемма, на что потратить «лишнюю копеечку» — на новую театральную постановку или новое оборудование для сельской больницы, рачительный хозяин, конечно, выберет последнее. Но оно ведь и в семье так! Если кому-то требуется лекарство, а денег – в обрез, то на покупке книги или культпоходе в музей, конечно, экономим.
Тем не менее, любопытно отметить и такой факт: расходы на социально-культурные мероприятия в области за последние пять лет выросли весьма существенно: с 57,6 миллиарда рублей (в 2008 году) до 86,5 миллиарда в 2012-м. Более чем в полтора раза! Однако расходы на собственно культуру в этом бюджете по-прежнему составляют 5% . Правда, стоит отметить, что в кризисном 2009-м они снижались до 4,6%, а сейчас опять выровнялись до 5%.
Предстоящий 2014 год в России будет объявлен Годом культуры и туризма. За туризм я, признаться, особенно не беспокоюсь: перспективная экономическая отрасль сможет «раскрутить» себя сама. А вот культуре нужна помощь. Значит ли это, что вступление страны в специальный «культурный год» увеличит финансирование отрасли? Не сомневаюсь, что на федеральном и региональном уровне так и будет. У нас в Кемеровской области, к слову сказать, традиционно немало делается для финансового укрепления этой сферы: существуют губернаторские стипендии одаренным детям, специальные пособия членам творческих союзов, только в 2013 году на 10% повышен фонд оплаты труда работникам культуры… Но я сейчас не об этом. Меня больше волнует личный подход к культурным ценностям. Отрасль культуры будет развиваться, если деньги в нее будет вкладывать каждый из нас. Сам. Лично.
Сейчас дела с этим обстоят так. По данным Кемеровостата, расходы на оплату услуг учреждений культуры у среднестатистического кузбассовца составляют 356 рублей в месяц (данные 2012 г.). Если сравнить с ценами на билеты в театр (они колеблются в пределах от 100 до 500 рублей), получается, что среднестатистический кузбассовец раз в месяц посещает театр. Или – два раза ходит в музей (цена билетов в областной краеведческий или музей ИЗО – 100-150 рублей). Или – берет один урок музыки (для взрослых один урок в кемеровской ЦМШ №1 стоит как раз порядка 250-300 рублей; для детей обучение искусству в детских художественных и музыкальных школах обходится сегодня в 800-1000 рублей в месяц).
В общем, если сравнить среднемесячные расходы кузбассовца на культуру со среднедушевым доходом за тот же период – порядка 17 тысяч рублей, получается, что из личного кошелька на культурные потребности каждый из нас тратит всего порядка 2%! А отнюдь не пять, как «предписывает» нам потребительская корзина!
Конечно, эта цифра – 356 рублей – не включает в себя такие личные культурные траты, как, например, покупка книг или приобретение музыкальных инструментов. С другой стороны, 356 рублей в месяц «на культуру» никак не характеризует массовое потребление среднестатистическим гражданином произведений искусства, скачанных в интернете. И все же определенные черты в наш портрет эта цифра, согласитесь, вносит. Особенно, если сравнить ее с таким же показателем за 2008 год. Тогда расходы на оплату услуг учреждений культуры на человека в месяц составляли всего 80,8 рубля.
Конечно, за пять лет изменились цены. Но изменился и характер учреждений культуры! В 2012 г. в области функционировали 705 клубных учреждений на 101,3 тыс. мест. Процесс приватизации, перепрофилирования клубных учреждений привел к значительному их сокращению. За 5 лет их число сократилось на 75 единиц, или на 10%. Число мест в зрительных залах тоже уменьшилось – почти на семь тысяч.
А вот число культурно-досуговых формирований, которые в клубах и ДК действуют (хоры, танцевальные коллективы, любительские театры, объединения по интересам и пр.), не только не уменьшилось, а даже увеличилось: с 9376 до 9452. И число участников в них возросло – с 143,4 тысячи человек до 149,6 тысячи. Я к чему веду? Очевидно, что медленно, но неуклонно нарастает процесс, который кажется мне весьма симпатичным: из пассивных потребителей культуры люди все активнее становятся ее производителями, участниками.
Заметно это и по театральной статистике. В период 2008-2012 гг. отмечено увеличение количества театральных мероприятий в среднем на 66 мероприятий ежегодно.
В 2012 г. численность зрителей, посетивших театральные учреждения области, составила 451,6 тыс. человек, в 2008 г. – 370,3 тыс. человек, на 1000 человек населения это составило 164,4 посещений против 133,3 в 2008-м.
Вывод из всего вышеподсчитанного напрашивается сам собой: культура в регионе будет развиваться только при том условии, что каждый из нас будет готов вкладывать в нее заработанные личным трудом средства: посещать театры и музеи, покупать для своих интерьеров полотна и скульптуру местных художников, учить детей изящным искусствам, реализовывать в клубах и ДК свои не реализованные в юности мечты о сцене… Согласитесь, потратить на это всего пять процентов из личного кармана совсем не жалко.
Ольга ШТРАУС.
В февральском номере «Нового мира» от 1987 г. была опубликована статья экономистов В.Селюнина и Г.Ханина под названием «Лукавая цифра», наделавшая много шума в те времена. Статья, опираясь на данные официальной статистики, обосновывала абсолютную необходимость экономических и социальных перемен в стране, которых так и не произошло, что, собственно, и привело к ее развалу в 1991 г.
Теперь, обратимся к цифрам, опубликованным в статье Ольги Штраус. Там сказано, что в 2012 г. на культуру, кинематографию и СМИ в Кузбассе потрачено из бюджетов всех уровней 4317 млн. руб. В пересчете на душу населения Кемеровской области это составило 1537 руб. или 132 руб. с копейками в месяц. В то же время, из личного кошелька кузбассовцев, на эти цели было потрачено 356 руб. в месяц или 2% среднемесячного душевого дохода, т.е. в 2,7 раза больше, чем из бюджета. Иначе говоря, получается, что культура, кино и СМИ сегодня более чем на 2/3 финансируется за счет доходов населения. Автор призывает нас тратить на эти нужды 5% своих доходов и увеличить их до почти 900 руб. в месяц. Иначе говоря, призывает население взять на себя до 80% этих расходов.
В Главе 1. «Основы конституционного строя Конституции РФ» говорится, что «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (ст. 7, п.1). Какое уж тут социальное государство, которое постепенно снимает с себя обязательства по поддержке культуры и передает эти функции населению!
Я за увеличение наших затрат на эти цели, только надо прямо сказать, что государство умывает руки в этом вопросе и оставляет культуру один на один с ее потребителями, что неизбежно ведет к ухудшающему отбору художественных произведений, поскольку «бабки» для государственных и муниципальных учреждений культуры ставятся во главу угла, что мы наблюдаем сегодня сплошь и рядом. К чему это приведет, то мы уже проходили в конце 80-х годов.