Актуальное

Уйти, чтобы вернуться

6 декабря 2013 | Валентина Акимова

Где хорошо? В странах с устоявшейся демократией, где «права человека» – не пустой звук? Где нет коммунального хамства, водители на дорогах взаимно вежливы, а все спорные вопросы решаются цивилизованно через суд? Или там, где ты можешь реализовать свой потенциал, где ты нужен окружающим, где тебя любят и ждут дорогие тебе люди? Каждый ищет свой ответ на этот вопрос. Отрадно, что соотечественников, поживших за границей и решивших вернуться в Россию, становится все больше. Причем возвращаются люди весьма деятельные.

Ищите женщину
Сергей Васильевич Равжаев родом из Беловского района. В 1983 году был призван в ряды Советской армии и направлен в Латвию, в 886-й Сталинградский авиаразведывательный полк. По окончании срочной службы остался там на сверхсрочную. Но в 1990-м полк расформировали, кадровые военные трудоустраивались кто как мог.
«Варшавский договор тогда сворачивали, в России все воинские части были забиты. Я приехал к матери, в совхоз «Новопестеревский», – вспоминает Сергей Васильевич. – А она сказала: «Сынок, ну что тут делать? Работы нет, сопьешься. Возвращайся в Прибалтику». А семья меня в Екабпилсе ждала, там была квартира. Я вернулся, открыл свое дело. Сначала автосервис, потом пилорама появилась, потом транспортная компания, представительство в Норвегии…
В 2005 году овдовел. Родной сын к тому времени уже вырос, приемные дети, две девочки и мальчик, были еще маленькими. Знакомые без моего ведома разместили мое фото на сайте знакомств. Я удивился, а потом решил: почему бы и нет?..»
Благодаря интернету Равжаев познакомился с беловчанкой Татьяной Шибановой Она тоже овдовела. Завязалась дружба, переросшая в привязанность. В 2006-м он сделал предложение, она переехала в Латвию. Его избранница очень понравилась его детям. Но в 2009-м Татьяне пришлось вернуться в Кузбасс. Дети сказали: «Не стоит терять такую женщину». И Серегей Васильевич поехал за ней, передав бизнес старшему сыну.
В Белове поработал сначала в автобусном парке, а потом и здесь тоже занялся бизнесом. Сегодня у него есть зоопарк. Имеется «гужевой транспорт» – настоящая карета, на которой могут прокатиться все желающие. Его ООО «Марис и компани» производит железобетонные кольца, копает колодцы и прокладывает канализацию. Недавно Равжаев защитил бизнес-план в администрации Гурьевского района – на создание санаторно-курортной зоны близ озера Апрелька. Оно славится цветными глинами, которые местные жители считают целебными. 25 ноября Сергей Васильевич подписал договор аренды на участок размером 4 га сроком на 49 лет.
Дети приезжают погостить к нему из Прибалтики. А младший сын Марис подал документы на оформление российского гражданства – хочет помочь отцу с реализацией «апрельского» проекта.
Сергей Васильевич признает, что главной силой, вернувшей его на историческую родину, стала Татьяна.
«Понимаете, это моя женщина, мы с ней на одну волну настроены. Вот был случай. Едем мы с напарником ночью на SAABе. Вдруг она мне звонит: «Сережа, у тебя все нормально? Я места себе не нахожу». Мы остановили машину, вышли, осмотрели колеса. Еще немного, и правое переднее отвалилось бы…»

уйти1

Надежда на лучшее
С будущим мужем кемеровчанка Надежда Чернявская познакомилась на мотофестивале в Томске: оба приехали туда на мотоциклах «Урал» с коляской. Только Доминик добирался из Бельгии, а путь держал во Владивосток. Закрутился красивый виртуально-полетный роман. Но однажды родители сказали: «Хватит кормить авиакомпании, определитесь со страной проживания».
Молодые подали заявление в кемеровский ЗАГС. А после регистрации Надежда вместе с трехлетней дочерью Антониной переехала к мужу в Бельгию.
«Доминик работал системным администратором в крупной фирме, его доходы позволяли нам жить вполне пристойно. А если мы экономили, например, до минимума снижали температуру в доме, то могли и путешествовать, – рассказывает Надежда. – Отъехали километров 100-200 от дома — и уже в другой стране».
Они стали общаться с эмигрантами из России, участвовать в организованных ими вечеринках и поездках. Но ее деятельной натуре этого было мало. В языковой школе для взрослых она выучила нидерландский (в стране три государственных языка) и попыталась найти работу.
«Я заканчивала КемТИПП, знала технологию молочного, мясного и пивоваренного производства. Имела опыт работы в рекламном агентстве Кемерова и еще кучу разных специализаций. Службы трудоустройства восхищались моими разносторонними интересами и предлагали мне место… уборщицы».
Они снимали дом в городе Геел, на улице с красивым названием Зеленые холмы… От тоски Надежда занялась огородничеством, развела цветы и завела кур. И поправилась на 15 килограммов. А потом Доминик попал под сокращение, и супруги решили открыть свое дело. Он стал «айтишником»-фрилансером, она – курьером. Для этого пришлось взять автомобиль в лизинг. «Иногда мне приходилось вставать в полпятого утра, чтобы доставить посылку в срок, и возвращаться домой в два часа ночи. За сутки я могла проехать до тысячи километров», – вспоминает Надежда. В месяц она получала около 2200 евро «грязными». «Чистыми», за вычетом всех обязательных платежей, оставалось 300. А пособие по безработице составляло от 800 евро и выше.
1 января 2011 года в их доме закоротило елочную гирлянду, вспыхнул пожар. «Мы с Домиником тушили огонь сами, до телефонов добраться не могли. Выскочили на улицу, давай кричать проезжавшей мимо машине, что нужна помощь. Но водитель от нас шарахнулся. Потом все же остановился, опустил стекло сантиметров на 5 и просунул оттуда мобильник. Огнетушитель свой так и не дал. Это стало последней каплей», – делится Надежда.уйти2Они с дочкой вернулись в Кемерово. Следом, уладив дела со страховщиками, прилетел Доминик. Идея бизнеса на кузбасской земле родилась сама собой.
«Бельгия – родина фритюра, а здесь муж не мог найти нормального картофеля фри. И пиво наше ему не нравилось. Мы купили три гектара земли в Мазурове, засадили ее специальными сортами картофеля, арендовали помещение под кафе, наладили поставки пива: возим его со всей Бельгии…»
Их ресторанчик потихоньку набирает обороты. Летом справлялись своими силами, сейчас им помогает официант, в планах – нанять работника для кухни…

Школа жизни
Родители Антона Клокгаммера познакомились и поженились, будучи студентами, в Томске. Там же родился и он. В конце 90-х, когда поднимать троих детей стало совсем тяжело, семья переехала в Германию.
В немецкую школу Антон пошел, отучившись 6 лет в российской. На адаптацию и освоение языка ему понадобилось полгода. Дети вообще приспосабливаются к обстоятельствам легче, чем взрослые. Так что вскоре друзей у него стало не меньше, чем в России.

уйти
Когда ему исполнилось 18, родители решили навестить томских друзей. И здесь всю молодежь отправили в туристический лагерь. На следующий год Антон поехал в этот лагерь один. И… принял решение перебраться в Россию.
«Мне хотелось драйва, приключений. А в Германии моя жизнь была распланирована на 30 лет вперед, и эти планы обещали на 99% сбыться», – поясняет он.
У родителей, которые увозили детей в безбедную жизнь, его решение вызвало шок. До последнего надеялись, что сын передумает. Тем более что Антон отслужил в германской армии и поступил в вуз в Гамбурге.
«Учебный год там начинался с 1 октября. И летом я решил попытать счастья в Томском «политехе». Подумал: если в сентябре мне здесь не понравится, успею вернуться к началу занятий в Гамбург».
Сегодня он заканчивает магистратуру Томского политехнического университета, является соучредителем частной языковой школы и собственником двух бизнес-структур: магазина-кулинарии и кафе-пекарни. И думает о том, чтобы лет через 5… вернуться назад в Германию.
«Ну и что, что я бизнесмен? – рассуждает 26-летний предприниматель. – Папа электриком работает, а в материальном плане они живут намного лучше. В Германии, если ты имеешь специальность и не ленишься, ты будешь обеспеченным человеком. И семью содержать там намного проще. Потому что законы там соблюдаются».
Пять лет «форы» Антон определил себе для того, чтобы успеть получить какую-нибудь специальность на исторической родине. Благо интернет позволяет учиться дистанционно. Чтобы не явиться туда, как родители: с чемоданами, с российскими дипломами и с мыслью «что дальше?»
Он говорит, что если его дети когда-нибудь захотят пожить в России, обязательно поможет осуществить это желание. Потому что Россия – прекрасная школа жизни. А в Германии стабильность и уверенность в завтрашнем дне…

Валентина АКИМОВА.

Справка

Поток желающих выехать из России на постоянное место жительства за границу заметно поиссяк. Если в «пиковом» 1992 году Кемеровскую область покинуло около 12 тысяч кузбассовцев, то в 2008-м, по данным управления Федеральной миграционной службы, – только 1137. А за 11 месяцев текущего года и того меньше: 541.
Правда, сократился и встречный поток желающих назвать Кузбасс своим домом. В середине «нулевых» счет их шел на тысячи, ехали преимущественно этнические русские. А за 11 месяцев 2013 года на ПМЖ к нам прибыло всего 524 иностранца. В основном из стран бывшего СНГ. Но есть и выходцы из Германии, Китая…

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс