Работа для активных и не очень
Не так давно рынок труда всколыхнула немудрящая шутка одной соискательницы: «Ищу не работодателя, а зарплатодателя». Шутка понятна: вакансии, которые предлагают сегодня на многочисленных ярмарках кузбассовским безработным, зачастую не устраивают многих по одной причине: разница между пособием по безработице и будущей зарплатой так ничтожна, что ради нее, кажется, не стоит ломать привычный график ленивой жизни.
Тем не менее, статистика занятости в Кемеровской области выявляет любопытнейшие особенности. Так, например, по данным последней Всероссийской переписи населения 2010 г., в частных домохозяйствах Кузбасса проживали 2097352 человека в возрасте 15-72 лет. Из них 2045187 человек указали свою экономическую активность. При этом по-настоящему экономически активными из них были только 1387144 человека, а остальных 658043 человека специалисты-статистики по всем критериям записали в экономически неактивное население. «Экономически неактивное» — это учащиеся, студенты, инвалиды, пенсионеры, мамы, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, и т.п., если они фактически не работают и не ищут работу.
При этом «экономически активные» делятся на «занятых в экономике» и «безработных». Так вот, у нас в Кузбассе, по данным последней переписи, занятых в экономике — 1278815 человек, безработных — 108329 человек.
Любопытный расклад. И особенно любопытно сравнить с этими данными еще такой параметр: доля лиц трудоспособного возраста в численности экономически неактивного населения составляет в Кузбассе 52 процента. То есть среди тех, кому по возрасту положено добывать хлеб насущный, почти половину составляют студенты, инвалиды и… тунеядцы.
Тем не менее, если сравнить положение дел в сегодняшней структуре занятости населения с тем, что наблюдалось в 2002 году, когда проходила предыдущая перепись населения, выявятся такие подвижки. Численность занятых в экономике увеличилась на 5,6% на фоне существенного сокращения численности безработных (на 39,1%). А количество работающих пенсионеров среди занятых в экономике возросло в 1,8 раза! Последняя цифра, на мой взгляд, особенно выразительна. Она говорит о многом. О том, например, что силы и здоровье сегодняшних пенсионеров таковы, что позволяют им вполне справляться с полноценной рабочей нагрузкой. А также о том, что пенсия в большинстве своем настолько мала, что существовать исключительно на нее среднестатистический кузбассовец не готов. И о том, что квалифицированные кадры в регионе заметно стареют…
Доля лиц трудоспособного возраста в численности занятых составила 92%, безработных – 95,8%.
При этом удельный вес пенсионеров (получающих пенсию по старости, социальную пенсию, за выслугу лет, по инвалидности и пр.) в численности занятого населения составил 12,5%, безработных – 11,2%. В числе пенсионеров, занятых в экономике, 40,8% – лица трудоспособных возрастов (среди безработных таковых – 64,9%). А вот эти показатели характеризуют, скорее, специфику экономики нашего региона, чем «рабочее настроение» масс. Дело в том, что в Кузбассе очень много молодых пенсионеров, тех, кто, отработав нужный стаж на вредном производстве, в шахте, в силовых структурах, выходит на пенсию раньше положенного по возрасту срока.
Уровень экономической активности в городе (68,7%) выше, чем в селе (62,7%), уровень безработицы – ниже. Что понятно и в комментариях не нуждается: найти работу в городе гораздо легче, чем в селе, где производства фактически нет – остается либо заниматься собственным подворьем, либо ездить на работу в соседние населенные пункты.
Кстати, место работы у 93,8% занятых в экономике кузбассовцев находилось на территории области, из них 90,7% имели работу в своем городе (селе, поселке городского типа), 9,3% – в других населенных пунктах области (в городской местности – 95,7% и 4,3% соответственно, в сельской – 56,7% и 43,3%).
Любопытна и такая тенденция: занятых в возрасте 20-39 лет стало больше на 12,5% (потому что в трудоспособный возраст вошло многочисленное поколение родившихся в 1980-х годах), в возрасте 50-64 лет – больше в 1,5 раза (пенсионного возраста достигло многочисленное послевоенное поколение).
А вот численность занятого населения 15-19 лет сократилась в 1,8 раза (в этот возраст вошло малочисленное поколение родившихся в 1990-х годах при увеличении доли молодежи, продолжающей обучение). Количество же лиц в возрасте 40-49 лет в числе занятых сократились на четверть (этого возраста достигли рожденные в 1960-х годах – дети «детей войны», что усугубилось общим снижением рождаемости в указанный период).
Интересно, как изменилось соотношение работающих мужчин и женщин. Численность мужчин, занятых в экономике, возросла на 4,8%, женщин – на 6,3%, безработных – сократилась на 36,3% и 39,6% соответственно. Среди занятых в экономике стало больше женщин (50,2%), среди безработных – больше мужчин (50,9%). Так и тянет съязвить по этому поводу: ну да, мол, мужики облениваются все больше и больше. Но это будет неправдой. Потому что уровень экономической активности мужчин (74,1%) по-прежнему выше, чем женщин (62,6%). Зато у мужчин выше и уровень безработицы (8% против 7,7% у женщин).
Труднее всего обрести свое место на рынке труда молодым. На молодежь 16-29 лет приходилось 26,3% занятых в экономике и 42,5% безработных. Уровень безработицы у молодежи выше, чем в целом по области (12%). А вот самые успешные в этом плане – люди среднего возраста. Наименьший уровень безработицы в Кузбассе наблюдается у населения в возрасте 35-44 лет (5,8%), в том числе мужчин 40-44 лет (5,8%), женщин 35-39 лет (5,6%).
Казалось бы, при такой картине единственный реальный выход обеспечить себя и семью достойным доходом – развивать предпринимательство. Кузбасовцы так и поступают. По сравнению с 2002 г. численность работающих не по найму возросла на 16,3%, в том числе с привлечением наемных работников – на 38,5%, без привлечения наемных работников – на 13%.
Удельный вес работающих не по найму больше в городской местности (4,8%), чем в сельской (4%). Из их числа в городе выше, чем в селе, доля работодателей, привлекающих труд наемных работников. И вот тут, в сфере предпринимательства, бОльшую активность проявляют мужчины: работающих не по найму мужчин на 42% больше, чем женщин такого же статуса, в том числе привлекающих труд наемных работников – на 56,9%.
Зато женщины чаще, чем мужчины, «прихватывают» вторую работу. Вторую работу вообще имели 2,4% лиц, занятых в экономике (в городе эта доля – 2,5%, в селе – 1,5%). Наличие второго заработка, отмечает статистика, более характерно для женщин (2,5%), чем для мужчин (2,2%). При этом возраст таких, самых работящих, тоже разнится. Среди мужчин наибольшая доля имеющих не одну работу – 25-34 лет (2,6%), у женщин – 40-44 лет (3,2%).
Ольга ШТРАУС.