Добрые новости от Худяшовых
«Вопиющая» новость о таком, казалось бы, порядочном муже и отце двух сыновей мигом разлетелась по «деревенскому радио»:
— Слыхали, Худяшов-то Александр дочку себе
в Кемерове нагулял!
— Он же там в школе милиции учился. Это ж надо! А как же теперь Светлана? Выгонит, наверное, не простит.
— Да он, поди, и сам уедет. К этой самой, кто ему ребенка родил.
Но каково же было удивление соседей, когда они увидели, как из ворот дома коляску
с малышкой вывозит… Светлана. И такая счастливая, будто сама эту кроху под сердцем носила.
— А мать-то ее где? – осмелились полюбопытствовать земляки.
— Я ее мать. Я – мать, а Саша – отец. Еще вопросы будут?
Только спустя годы, когда утихнут суды-пересуды, признаются Худяшовы, что сами распустили слухи, будто появился у Александра внебрачный ребенок. Так решили скрыть удочерение маленькой Светы. От нее действительно отказалась женщина, которую Худяшовы никогда раньше не видели.
I.
Из «досье» малышки следовало, что родилась она недоношенной, весом 700 граммов. А когда Светочке исполнится
5 лет, выяснится, что она не такая, как все, отстает в развитии. После диагноза-приговора об инвалидности Худяшовы (и родители, и их сыновья, а для Светочки – братья Руслан с Романом) еще заботливее стали относиться к девочке. Даже мысли не было о том, чтобы написать «отказную», как сделала мать-кукушка. Не было и слов: «Это наш крест». Лишь одно слышит Света:
— Родная ты наша!
Хотя и ей была открыта тайна удочерения.
— Но это ведь не одно и то же, что приемная, — только это и сказала 17-летняя Света.
О приемных детях и приемных семьях Света не только из телепередач знает. Сейчас у Худяшовых, помимо нее, еще восемь детей, мальчиков и девочек. Первым приемным был Саша, который уже отслужил в армии, но все равно называет Светлану мамой, а Александра папой.
Сашу привели сыновья Худяшовых — Руслан и Роман:
— Мама, пусть он у нас сегодня ночует, — попросили они.
— А дома его не хватятся? – спросила Светлана.
— Дома его ненавидят, бьют, а еще на цепь сажают.
Чашка выпала из рук побледневшей Светланы.
Слово за слово, рассказал Саша сквозь слезы, как жестоко бьет его отец за любую провинность. Да и просто так, ни за что, бьет. Уже сколько раз ночевал Саша вместе с собаками. И ел с ними же, из миски. Матери у Саши не было. Только мачехи менялись постоянно. Злые, как в сказках.
В общем, добилась Светлана Владимировна, чтобы лишили жестокого отца родительских прав. А мальчика в свою семью приняли. Потом привезли еще Кристину и Диму. Ехать за ними далеко не надо было: приют «Надежда» всего в нескольких километрах от села Худяшово, где Худяшовы живут. Кристина сама выбрала Светлану. Шепнула воспитателю:
— Я очень-очень на нее похожа…
А Дима – брат Кристины. Не оставлять же его в приюте. И Катю с Темой нельзя было разъединять. И Наташу с Сашей… Эти сестренка с братишкой уже не раз были «возвращенцами». Видно, те, кто надеялся, что дети – это как куклы из магазина, быстро разочаровывались. Приемные дети – это прежде всего надломленные судьбы. Худяшовы уверены, что их может спасти только любовь. И вообще, всё с любви начинается, всё на ней и держится.
II.
Александр и Светлана – из местных, худяшовских. У Александра здесь и прадеды жили. Те самые переселенцы, по чьей фамилии и село было названо.
Когда Александр служил в армии, Светлана его ждала. Потом была свадьба. Добротный дом, где живут сейчас, строили сами. А сейчас в нескольких метрах от отчего дома строит свой дом Роман. У него и его жены Насти тоже приемная семья. Детей, правда, не так много, как у его родителей. Но родительский пример доброты по-хорошему заразителен. Глядишь, и еще надумают принять кого-то, осчастливить тем, что зовется детством. Ведь тот же приют «Надежда» на станции Егозово не пустует. А вот детский дом в селе Красное (это тоже Ленинск-Кузнецкий район) закрыли. Считай, что все бывшие детдомовцы стали домашними благодаря краснинцам. Но оставались мальчики, которым, к сожалению, местных приемных родителей не хватило. Позвонили из детского дома Худяшовым. Те приехали. И стали оформлять документы. Один из этих мальчиков теперь самостоятельный, а второй у Худяшовых с характером паренек. Хотя Светлана и Александр считают, что умение постоять за себя – очень неплохая черта. Да и сами Худяшовы горой за своих детей – и родных, и приемных. Потому и не было у них за эти годы «бегунков». Все знают, что дома их поймут. И заступятся за них, если что.
А вообще-то недоброжелателей у Худяшовых, насколько они сами уверены, нет. Как и злопыхателей. Нет шепотков за спиной, нет догадок, почему, ради какой корысти берут и берут Худяшовы чужих детей. Ведь деньги невелики, как и льготы. Всё никак пока компьютер купить не могут. Зато телевизор огромный. Напротив – большущий диван. Кому места на диване не хватит, тот устраивается на ковре. И так хорошо сидят!
Однако при этом у Худяшовых неписаный закон: «Делу время, потехе час». А дел много. И в доме, и во дворе, и на базе. Базой они называют скотный двор. Точнее сказать, дворище. Одних только коров 30 голов. А еще 20 лошадей, 30 овец, 17 коз, 50 гусей, кур тоже немало…
Управляются с таким хозяй-ством все. По мере своих сил и не в ущерб учебе с отдыхом и сном. Пока все спят, Светлана лепит пельмени. Столько, что их хватает всем. Как и шашлыков, которые у Худяшовых не только по праздникам, а когда им захочется. А уж в дни рождения само собой. Самый урожайный месяц на именинников – май. И готовить, и накрывать на стол помогают все. Об этом и напоминать не надо. Хотя в первые дни, когда детей только привезли из приюта и детского дома, доходило до смешного. Помылись, напарились ребятишки в бане, переоделись в чистенькое и – за стол, чай пить.
— С легким паром, хорошие мои! – говорит мама Света. – А где белье, носочки, которые вы сняли?
— В стирку сдали, — отвечают дружненько.
— Кому сдали? – удивляется Светлана.
— Ну, кто-то же постирает.
— Допивайте чай и пойдем стирать, — улыбается Светлана.
III.
Сегодня и Ферус – мальчик-новичок в семье – тоже старается помогать как может. А может он пока немного. У Феруса детский церебральный паралич в тяжелой форме. Но Худяшовы уже созвонились с докторами из Новосибирска. Операция возможна.
В вопросах мальчика и надежда, и радость, и волнение:
— Неужели я смогу когда-нибудь играть в футбол?!
А еще он говорит о том, что в эту семью его взяли насовсем. До этого-то даже на каникулы не брали. И тогда сотрудники коррекционной школы-интерната позвонили Худяшовым. Их фамилия уже на слуху в Ленинск-Кузнецком районе, о них и от них нередко хорошие новости. То, к примеру, именные скамейки поставили у клуба, то свою аллею «Доброта» в сквере памяти заложили. А тут намедни деревенское радио разнесло, что Кристина (она в техникуме учится) вот-вот невестой станет. А иначе бы зачем мать парня в дом к Худяшовым приходила? Или, скажем, Юра, приемный сын и выпускник семьи, обещал родителям свою девушку привезти, познакомить…
В общем, всё здесь, как в обычных семьях, где царят совет да любовь, где младшие уважают старших. А старшие заботятся о будущем детей. Скажем, Катюша – любительница лошадей – охотно пошла бы в жокеи. А Валя хочет быть фельдшером. Никита после 9-го тоже дальше учиться собирается. Или в колледже, или в кадетском корпусе. Дети знают: они теперь навсегда худяшовские!
А в приютах по-прежнему не пусто. Вот и размечталась Светлана Владимировна о семейном детском доме. Бывшее здание детского сада купила. В районную администрацию ездила со своими проектами на тему «чужих детей не бывает». Поняла: не все так просто для воплощения желаний. Но унывать не дает большая семья. И почему только детей в приемных семьях не должно быть больше восьми?
…Друг Феруса по интернету так смотрит на Светлану Владимировну, так смотрит, что сама она отводит глаза. В них невольные слезы. Хотя на губах Светланы всегда улыбка.
Галина БАБАНАКОВА.
Ленинск-Кузнецкий район.