Актуальное

Недоразумение Сидоровича

24 октября 2013 | Газета «Кузбасс»

про-пиратов

Эстрадные «звезды» теперь ежедневно упоминаются всуе в арбитражном суде Кемеровской области. Впрочем, как и в судах других регионов.

Юридический тренд этого года – массовые иски российских артистов к магазинам, киоскам и индивидуальным предпринимателям, которые продавали песни на дисках, на выпуск которых артисты согласия не давали. Официально это называется – торговля контрафактом.

Подпитка планктона
Понятно, что ни Григорий Лепс (индивидуальный предприниматель Лепсверидзе), ни Стас Михайлов, ни МакSим с Нюшей сами в арбитражный суд не ходят. Исполнители давно передали свои права различным фирмам, которые и занимаются выпуском и продажей песен для широкой публики. Либо нанимают еще кого-то, кто штампует эти диски по рублю за штуку и продает за сто.
В свою очередь фирмы-правообладатели теперь нанимают во всех регионах детективов, которые ходят по магазинам и скупают диски, а потом нанимают юристов, которые носят иски в суды и отстаивают там интересы ущемленных артистов.
Одной из фирм, взвалившей на себя нелегкое бремя защиты материальных интересов эстрадных звезд в большой части Сибири, стало красноярское ООО «Сибирская юридическая компания «Право», где директором является Сергей Владимирович Сидорович. В том числе красноярские юристы ведут дела в Кемеровском арбитраже против кемеровских предпринимателей. Дел так много, что компания Сидоровича периодически просит устроить ей процесс в арбитраже в режиме видеоконференции. Это удается не всегда, потому что технические возможности Кемеровского и Красноярского арбитражных судов просто не в состоянии удовлетворить желание юристов одновременно по нескольким делам.
Тем не менее, очевидно горячее нежелание оторваться от кресла и заработать гонорар в другом городе — периодически «звезды» остаются без деятельной защиты от малоподвижных юристов компании Сидоровича с партнерами. Вполне возможно, что это одна из причин того, что в Кемеровской области «звезды» проигрывают дела. Баланс выигранных и проигранных дел по дискам эстрадных исполнителей таков, что правообладателям впору задуматься: на ту ли лошадку они поставили, выбрав компанию 33-летнего Сидоровича из тысяч юридических фирм Сибири?
Вопрос тем более актуальный, поскольку доверенности от правообладателей, выданных красноярцам, истекают 31 декабря 2013 года. А если результат окажется неудовлетворительным, то не лучше ли «звездам» выбрать другую компанию, где юристы могут и поехать, и полететь, и произнести яркую речь перед судьями, чтобы лично защищать клиента. Офисный планктон, развивающийся между экраном компьютера и кулером, имеет право быть, но обязательно ли с ним работать?

Волшебные письма
Вполне возможно, что неважно складывающиеся дела побудили директора юристов Сидоровича начать с кемеровчанами нехитрую комбинацию, которая должна бы деньги принести в кассу фирмы, а также повысить благонадежность и авторитет красноярской компании «Право».
В результате в компанию розничной торговли приходит откровенно непростое письмо Сидоровича. Так, мол, и так, моя компания является представителем истцов по нескольким делам о нарушении исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, которые рассматривают суды двух регионов, где юрлица вашей компании являются ответчиками.
Далее Сидорович рассказывает, что неоднократно общался с разными людьми из розничной компании по телефону о возможности мирового соглашения по делам. Сидорович отмечает, что компания получателей письма «является одной из крупнейших организаций розничной торговли в Сибири». И торговля контрафактом нанесла певцам ущерб, который «является очень значительным». И еще: «Факты торговли контрафактом выявлены на всей территории Кемеровской области, где проживает три миллиона человек. Торговля контрафактом осуществляется на протяжении нескольких лет». Тем самым объясняются большие размеры ожидаемого возмещения ущерба. Счет идет от 10 тысяч рублей за песню, а на диске может быть и 66 песен, и больше.
Но Сидорович – гуманный человек и пронзительный юрист. Чтобы не тратить людям время и силы (и, наверное, можно предположить, чтобы самому не покидать лишний раз пространство между дисплеем и кулером), он предлагает легкое решение проблем: «урегулировать все претензии, исходя из 65 процентов от исковых требований… Данное предложение является обычным по такого рода делам». То бишь, если заявлен иск на миллион, то платите 650 тысяч рублей, и мирно расходимся.
Ну, насчет «обычности» юный Сидорович поторопился. Практика по искам правообладателей к киоскам, магазинам и индивидуальным предпринимателям пока только складывается. У бензоколонки на 383-м километре автодороги Красноярск-Кызыл Стас Михайлов (в лице красноярских юристов) выиграл, а вот кемеровскому магазину проиграл.
Кемеровские – люди легендарные для некоторых красноярских юристов. Сидорович так и пишет, что в одном телефонном разговоре ему сказали «если я не успокоюсь, у меня будут неприятности».

Неприятность по-красноярски
Обеспокоенный Сидорович, удивившись многочисленности расшифровок слова «неприятности», которые по его запросу выдали Яндекс и Гугл, стал звонить красноярским коллегам. Ну, просто зябко стало в уютном офисе после разговора с кемеровскими. И другой красноярский защитник правообладателей объяснил ему, что кроется за интонациями кемеровских: «устроят мне проблемы с ментами, поскольку у собственников компании большие связи в управлении полиции по СФО». Оторопевший Сидорович пишет итог консультации с красноярским коллегой: «Мне было прямо заявлено, что у меня в кармане или в машине найдут наркотики».
Другой бы обрадовался, есть еще один повод не покидать обжитого офиса, но Сидорович встревожен и вопрошает представителей компании, торгующей в Кемеровской области: «Вы давали указание для решения вопросов со мной применять такие угрозы?»
Может ли вменяемый человек ответить на такой обостренный осенний вопрос или лучше вообще не обсуждать агрессивные фантазии?
Проблема в том, что Сидорович настаивает на ответе. А если ему не ответят, то Сидорович разошлет письма куда надо. Ему видится, что надо в первую очередь послать письма в арбитражный суд Кемеровской области и в различные СМИ. У Сидоровича уже есть заготовки этих писем (проекты), он их прислал акционерам и руководителям торговой компании, чтоб они оценили возможный «ответ Сидоровича» кемеровским юристам, которые не сдаются.
Все только начинается
Но одна фраза в письмах Сидоровича мне понравилась, где он призывает «одуматься и посмотреть на ситуацию с точки зрения цивилизованного рынка и развития нашей страны».
Давайте посмотрим на развитие нашей страны, безнадежно отставшей от лучшей части цивилизации и взявшейся 20 лет назад догонять ушедших вперед. Посмотрим в части культурного ширпотреба, к которому можно отнести и американский кинематограф, и песни Стаса Михайлова и его коллег.
Американский кинематограф, действуй Голливуд, как Сидорович, мог бы разорить Россию за ее пиратское использование видеокассет, а потом и дисков. Но не разорил. Ведь, по большому счету, свалившаяся на нас видеопродукция во всех ее проявлениях в это двадцатилетие может расцениваться как гуманитарная помощь. В конце концов Россия спасла мир не только от фашизма (который наша страна разгромила), но и от коммунизма (мы в удушающих объятиях прожили 75 лет за железным занавесом с ним, пока он не рухнул от дряхлости).
Что касается эстрадных «звезд», начавших в защиту своих гонораров крестовый поход из Москвы по всей России, то тут ситуация другая. Масса историй с контрафактными дисками только накапливается, и неизвестно, когда количество перейдет в качество. Может быть, тяжкие решения судов заставят мелкий бизнес отказаться от пиратского тиражирования голосистого творчества современников. Может быть, торговые сети поставят барьер контрафакту и будут брать на реализацию диски Лепса только из рук самого Лепса. Ну, Григория и его коллег тут ждут такие открытия, как отсрочка платежа на 90 дней, прочие прелести розницы. Опять же претензии потребителей, которые могут вернуть диск со словами: «Лепс не оправдал надежд, не то качество души в голосе, которого я ждал…» — и потребуют деньги обратно. Открытий много чудных ждет, ведь за парадной картинкой супермаркетов огромный тяжкий труд непривередливых покупателей.
…В общем, «звезды» российской эстрады еще впишут свои имена в развитие российской юриспруденции. А история с Сидоровичем в историю вряд ли войдет. Как недоразумение. Вот такая неприятность.

Фальшивая нота
История на самом деле неприятная. Отметим, что все кемеровские компании немедленно сняли с продажи диски, подозреваемые в контрафактном происхождении, как только появились иски в суде. Но, господа, ведь это можно было сделать на 6-8 месяцев раньше, когда частные детективы с помощью скрытой камеры совершали контрольные покупки. Продажа дисков составляет микродоли процента в товарообороте торговых сетей, для них это просто разнообразие ассортимента, а доход извлекают поставщики, клявшиеся в добросовестном происхождении товара. Всем очевидно, что потерпевшие и нанятые ими юристы не делали попыток вступить в контакт с торговыми сетями, уведомить их о правонарушении. Выходит, цель не в пресечении нарушений интеллектуальных прав, не в предотвращении или уменьшении убытков правообладателей, а громкие денежные судебные процессы? При этом, несмотря на многомесячную подготовку, многие юристы правообладателей в ряде случаев не смогли квалифицированно подготовить документальное сопровождение претензий. И тогда рождаются намеки на угрозы причинения вреда деловой репутации розничных компаний, вплоть до обещаний распространения клеветнической информации. А этот интеллектуальный конфликт уже достоин рамок уголовного дела.
Дмитрий САГАРА

Рис.Андрея Горшкова

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс