Актуальное

Загадка маски,

11 октября 2013 | Ольга Штраус

или Мысли, навеянные овечьим черепом

маска

 

«Выставка одного экспоната» — так называется новый проект Кемеровского областного краеведческого музея. Первая ласточка этого проекта – погребальная маска тагарской культуры.

Признаться, пока не увидишь этот экспонат воочию, да еще снабженный видеореконструкцией в формате 3D, как это сделали наши музейщики, трудно ответить себе на вопрос: стоит ли идти в музей ради одного-единственного экспоната?
После торжественного открытия проекта я себе этот вопрос уже не задаю – конечно, стоит! Никогда не думала, что одна-единственная археологическая находка способна так взволновать умы и сердца.
Впрочем, давайте по порядку. Во-первых, маска эта уникальна. Найденная кемеровскими археологами в 1968 году на территории Чебулинского района, она хранится сейчас в Новосибирском музее истории и культуры Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН. И не случайно, ибо это – редчайший артефакт. Маска выполнена из обожженной глины и настолько точно имитирует голову человека, что, говорят, поначалу исследователи даже сочли, что это – мумифицированная голова древнего человека. Но нет! Вскоре внутри «человеческой» головы обнаружили овечий череп (вот он-то как раз и был подлинный), что дало пищу для новых гипотез и выводов. Главный из них: на территории нашего Кузбасса во II веке до нашей эры жили самые разные этносы. И монголоидной расы, и европеоиды. Эта маска, например, имитирует строение головы человека явно европейской наружности.

Во-вторых, очевидно, что захоронение, в котором ее обнаружили, носило сложно устроенный ритуальный характер. Галина Семеновна Мартынова, доктор исторических наук, как раз участвовала в тех раскопках и прекрасно помнит, что рядом с головой обнаружили украшения из золота, искусно выполненную фигурку оленя, а также несколько металлических сосудов, в одном из которых перекатывались три металлических шарика. Кстати, подчеркнула она, рассказывая о тех находках, тайна назначения этих шариков не разгадана до сих пор. Она еще ждет своих исследователей. Студенты-историки, присутствовавшие на открытии выставки, при этих словах заметно оживились. Возможно, разгадать загадку предстоит как раз кому-то из них?
Эта выставка вообще провоцирует фантазию и будит ум. Например, в сопроводительных документах сказано: символическое захоронение человека (кенотаф) может иметь несколько причин. Возможно, тагарцы совершили жертвоприношение в честь своего погибшего соплеменника, тело которого не было найдено. Символические похороны – залог того, что душа потерянного сородича попадет после смерти в верхний (загробный) мир. Или другая версия: погребение черепа барана, «упакованного» в образ человека, – инсценировка его смерти, задабривание богов таким вот сложноустроенным жертвоприношением. Или (еще один вариант!): символическое захоронение – акт инициации, знак того, что «прежнего человека» уже нет, в его образе воплотился новый, возрожденный для новой жизни.
Кстати, как отметил, выступая перед собравшимися, академик Анатолий Мартынов, череп овцы внутри головы – символ счастья и благоденствия; в скотоводческих государствах (оно несомненно существовало после великого переселения народов у этносов тагарской культуры, населяющих нашу теперешнюю территорию) образ барана был мифологизирован.
Ах, если бы я была учителем истории, я бы непременно водила сюда своих шестиклассников! И предлагала им написать сочинение на тему «Один день из жизни древних тагарцев». Чтобы дети фантазировали не на темы выдуманных кем-то «человеков-пауков», фей Винкс или других дурацких персонажей современного глобалистского фольклора. А на темы родной истории. Ведь только совместным со-творчеством можно пробудить интерес к науке. Чтобы захотелось пошариться в интернете и самостоятельно найти увлекательные подробности жизни и быта наших древних земляков. Чтобы удивиться тому, что Кузбасс, оказывается, был лакомым и обжитым куском земли не только в последние два-три века, но уже и две с лишним тысячи лет назад. Что культура тагарцев ничем не уступает культуре древних скифов…
Возможно, детские фантазии на эту тему подскажут ученым новые неожиданные и плодотворные гипотезы для будущих открытий.
Обо всем этом мы говорили в перерыве с А.И. Мартыновым. Доктор исторических наук, профессор, академик РАЕН, заслуженный деятель науки, Анатолий Иванович Мартынов на удивление серьезно отнесся к моим бредням. Более того, он считает, что наша страна входит в полосу трагического отношения к археологии. Пока эта наука будет оставаться лишь уделом избранных, мощных прорывов достичь в ней не удастся. Но есть и другая сторона вопроса. Анатолий Иванович уверен, что археологическими находками наше общество пользуется крайне беспечно. Непродуктивно. По Мартынову, археологические находки – это такой же стратегический ресурс страны, как нефть или газ. И этот ресурс принадлежит, как записано в хартии ЮНЕСКО, всему человечеству. У нас же в Кузбассе, например, изучено лишь процентов десять археологических памятников. Тогда как, по данным ЮНЕСКО, Россия – страна, на территории которой сосредоточено САМОЕ БОЛЬШОЕ количество археологических памятников. Чтобы сделать их достоянием народа, необходима какая-то новая парадигма их изучения. Возможно, стать экономическим ресурсом страны они смогут, действительно, лишь при том условии, что артефактами археологии заинтересуются писатели и кинематографисты, художники и дизайнеры. Когда появятся увлекательные художественные произведения вроде «Кода да Винчи», погружающие нас в родную, местную историю с не меньшим драйвом, чем это сделал Дэн Браун…
Между прочим, не такие уж и несбыточные эти надежды. Александр Сергеев, директор ООО «Vision», фирмы, которая и помогла музею сопроводить показ погребальной маски видеопрезентацией в формате 3D, рассказал, что здесь были применены те же технологии, что и в фильме «Аватар». И, честное слово, наблюдать за исторической реконструкцией обжига маски, за ее внутренней и внешней проекциями, за ожившими картинками раскопок было не менее интересно, чем смотреть кинофэнтези.
Остается добавить, что выставка эта будет работать в стенах нашего музея до 1 ноября. Потом ее сменит какой-нибудь другой уникальный экспонат из собрания областного краеведческого. Проект «Выставка одного экспоната», по словам директора музея Ольги Феофановой, посвящен 85-летию музея, которое будет отмечаться в следующем году. Проект будет продолжаться до октября 2014-го, и сотрудники музея постараются за это время предъявить публике самые интересные, самые уникальные предметы, которыми располагает наша коллекция.

Ольга ШТРАУС.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс