Актуальное

Перекройка образования

7 октября 2013 | Газета «Кузбасс»

 

чепкасовНовый закон об образовании, вступивший в действие с 1 сентября, готовился не один год. И всё это время учителя, родители, общественность бурно дискутировали, что в нем должно быть, а чего допустить нельзя. Но закон принят, и по нему теперь всем предстоит жить. Жить зачастую по новым правилам, поскольку довольно значительные изменения коснутся всей системы образования.

Обсудить основные из них мы и попытались с начальником областного департамента образования и науки Артуром ЧЕПКАСОВЫМ.

— Артур Владимирович, какие наиболее существенные изменения, на ваш взгляд, принес новый закон? Какие преимущества получат дети, родители и вся система образования?

— Ответ на такой объемный вопрос трудно вместить в одно интервью. Начну с того, что с 1 сентября 2013 года вместе с федеральным вступил в силу и наш областной закон об образовании, подработанный в соответствии со всеми произошедшими изменениями. К слову, далеко не все регионы уже приняли у себя такой документ. И самое главное, что отличает наш областной закон: сохранены все льготы и социальные выплаты участникам образовательного процесса. И не просто сохранены, но и индексированы. Все знают, что в Кузбассе существует большая социальная программа по поддержке педагогов и учащихся. Это целевая субсидия на оплату обучения, различные губернаторские стипендии и премии, областные именные стипендии, льготный междугородний проезд для иногородних студентов, льготы на приобретение жилья, создание «семейных детских садов» и многое другое.

Но, пожалуй, самое главное: и федеральный, и региональный законы сохраняют все гарантии на получение бесплатного образования в рамках федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), причем в различных формах: дистанционного, электронного, сетевого и семейного обучения. При этом учебному учреждению разрешено оказывать платные образовательные услуги, но только сверх стандарта. К примеру, сегодня практически все родители пользуются услугами репетиторов по тем или иным предметам. Почему не платить школе за подобные услуги, за дополнительные часы или углубленные программы? На мой взгляд, это нормально. Но заставлять и принуждать к этому никто не имеет права, здесь только выбор и согласие родителей. А бесплатный базовый набор обязательных дисциплин сохраняется в образовательном учреждении в любом случае.

— Новый закон изменил структуру общего образования, добавив и убавив некоторые виды…

— Действительно, кроме того, что дошкольное образование стало уровнем общего образования, отменено начальное профессиональное образование (училища). Вернее сказать, оно теперь входит в состав среднего профессионального образования (СПО) как один из видов образовательной программы. И появилась ступень в высшем образовании, которая называется «подготовка научно-педагогических кадров» (аспирантура, ординатура, докторантура). Раньше оно существовало в рамках так называемого послевузовского образования. Вот основные изменения структуры.

Интересно, что теперь первым уровнем начального образования становится детский сад. Такое происходит впервые.

— По дошкольному образованию вообще много нового появилось. Поскольку оно стало уровнем общего образования, образовательный процесс должен там так же, как и в любом другом учреждении системы, осуществляться на основании федерального государственного образовательного стандарта. И здесь возникает некая законодательная коллизия, потому что ФГОС предполагает какую-то итоговую аттестацию и выдачу документа. То есть ребенок, заканчивая детский сад, по идее, должен сдать какой-то экзамен и получить аттестат. Но этого, конечно, не будет. Что может стать основанием для экзаменации детсадовца? Да ничего. Обучение чтению, счету, письму в обязанности дошкольного учреждения не входит. Поэтому выполнение ФГОС будут оцениваться скорее по воспитателям, результатам их воспитательной работы, уровню навыков и умений, владения различными методиками и т.п. Кстати, в законе прописано, что с 2016 года все воспитатели детских садов должны иметь высшее образование. Надо понимать, что от уровня образования будет зависеть и заработная плата. Так что молодые люди, которые сейчас учатся в педколледжах, должны уже думать о получении высшего образования. Мы сейчас активно работаем с профильными вузами, обсуждаем варианты, как обеспечить обучение воспитателей, может быть, предоставлять выпускникам педагогических колледжей какие-то преференции при поступлении…

— А что же будет с училищами? Вымрут как вид? А судьба нынешних студентов, преподавательского коллектива какова будет?

Начального профобразования теперь нет, все училища должны быть либо преобразованы в учреждения среднего профессионального образования, стать техникумами, либо присоединиться к уже существующим техникумам и колледжам (учреждения СПО). Если ни того, ни другого до 2016 года какое-то училище не выполнит, оно как юридическое лицо будет ликвидировано. Никто не говорит, что всё просто. Процесс реорганизации очень сложный, много подводных камней, много переживаний и у родителей, и у учащихся, и у коллективов училищ. Поэтому мы еще загодя, в прошлом году, когда закон только готовился, начали разъяснять директорам училищ, что эту работу пора начинать. Каждый принимает решение самостоятельно — войти в состав какого-то техникума или получить статус самостоятельного среднего профучреждения. Последнее требует определенных усилий, выполнения нормативных требований по показателям, квалификации преподавательского состава, материально-технической базе и т.п. Нужно получить лицензию на определенные виды деятельности. Но тот, кто хотел, уже проделал эту работу, какой бы хлопотной она ни была. С прошлого года 23 училища нашей области получили статус техникума.

Что касается студентов, то мы можем гарантировать: те, кто поступил в свое время и учатся сейчас в училищах, становятся переходящим контингентом и в любом случае получат специальность, на которую они поступали, и документ об образовании. Второе: если они переходят в техникум, за ними сохраняются все виды социальных гарантий. Педагоги тоже будут сохранены – студенты же перешли, их кто-то должен продолжать учить. Максимум, кто может пострадать, это управленческая часть училища: директор, бухгалтер. Но к решению этих вопросов мы в каждом конкретном случае будем подходить индивидуально. Никто просто так на улицу людей не выгонит.

— Всех родителей школьников волнует, будут ли какие-то изменения в форме проведения итоговых экзаменов. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) и государственная итоговая аттестация (ГИА 9) будут проводиться по-прежнему? До сих пор вместо сдачи ГИА детям разрешалось сдавать экзамены в традиционной форме или пересдавать, если ГИА написан неудовлетворительно. А как будет сейчас?

В форме ЕГЭ ничего не меняется, но меняются сроки действия результатов экзамена – пять лет вместо одного года. Раньше результаты ЕГЭ были действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска. Теперь у тех, кто не смог поступить в вуз сразу после окончания школы, шансов сделать это стало больше. По крайней мере, есть пять попыток.

Государственная итоговая аттестация для девятиклассников хоть продекларирована как обязательная, но в отличие от ЕГЭ она пока не введена в штатный режим. И если в течение этого года по данному вопросу не будут приняты какие-то федеральные нормативные акты к закону (пока их нет), то система останется прежней: ученик до 1 апреля учебного года должен определиться, будет он сдавать выпускные экзамены по форме ГИА или традиционно. Так же, как и пересдать в традиционной форме в случае неудовлетворительной сдачи ГИА.

Думаю, что к обязательности сдачи только по форме ГИА мы все же придем. Это, собственно, в логике процесса. Поэтому мы в области уже на протяжении нескольких лет делаем на этом акцент. В последние годы форму ГИА выбирают более 80% кузбасских девятиклассников. Тогда как в других регионах процент гораздо ниже, а где-то и вовсе используют только «традицию». Для них переход к обязательности итоговой аттестации будет сложным. Нам это не страшно, мы готовы.

В начале беседы вы справедливо заметили, что формат одного интервью не вместит обсуждения всех нововведений, которые принес закон. Журналисты газеты «Кузбасс» в той или иной форме будут рассказывать о них и дальше. А у меня заключительный вопрос: в системе образования – как, впрочем, в других бюджетных сферах, — сегодня кадровый голод. Молодежь не идет работать в школу в том числе и из-за низкого уровня заработной платы…

— Новый закон четко говорит о том, что затраты на оказание услуг в сфере образования включают расходы на оплату труда педагогов. Причем, в соответствии с Указом президента РФ, средний уровень зарплаты должен быть не ниже средней зарплаты по экономике региона. В этой связи начиная с прошлого года в Кузбассе фонд оплаты труда педагогических работников постоянно увеличивается (с 1.10.2012 года на 6%, с 1.12.2012 года еще на 6,2%). В результате средняя зарплата учителей общеобразовательных учреждений увеличилась на 18,4% — с 21,1 тысячи рублей (сентябрь 2012 года) до 25 тысяч (январь-август 2013-го).

Для повышения заработной платы молодых специалистов руководителям школ предложено использовать фонд стимулирования, который есть в каждом учреждении. Сегодня школы в пределах своего утвержденного фонда оплаты труда имеют возможность устанавливать им персональную надбавку.

Беседовала Светлана МАМОНОВА.

Фото Федора Баранова.

1 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
11 лет назад

Интересно и где же индексация?В КемГУ наоборот существенно уменьшили академическую и социальную стипендию и все это после нового закона об образовании!

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс