Узоры ячеек
СТАТвзгляд
В советские времена расхожим был лозунг «Семья – ячейка государства». И само собой отсюда вытекало следствие: крепка семья – крепко государство.
В последней Всероссийской переписи населения 2010 года единицей учета было принято домохозяйство. «Частное домохозяйство»- это и есть наши с вами семьи. Простые («мама, папа, я») и сложно устроенные (бабушки-дедушки, живущие с молодой семьей под одной крышей, взрослые братья-сестры, живущие в одной квартире, и т.п.). Термин «частное домохозяйство» введен не случайно, ведь существуют еще и домохозяйства бездомных (скажем, группа бомжей в люках теплотрассы), и домохозяйства коллективные (тюрьмы, казармы, больничные палаты)…
Но сегодня мы не об этом. Мы о тех самых «нормальных семьях», которые, как ни крути, по-прежнему составляют основу нашей жизни. Жизни и бытовой, и эмоциональной, и экономической. Для того, чтобы не запутаться в терминологии, статистики при учете обозначают их понятием «семейная ячейка».
Семейная ячейка – это супружеская пара с детьми, или супружеская пара без детей, или мать с детьми, или отец с детьми. Семейная ячейка может составлять самостоятельное домохозяйство или входить в состав домохозяйства, где имеются другие родственники и неродственники (например, бабушка, племянник, няня). Короче говоря, ячейка – это семья в самом узком смысле слова, это люди, связанные ближайшим, первой степени, родством.
Итак, какой же «семейный портрет» Кузбасса рисует нам последняя перепись?
В 2010 году в Кемеровской области насчитывалась 821 551 семейная ячейка, входящая в состав частных домохозяйств. Средний размер семейной ячейки, как и по итогам предыдущей переписи 2002 года, составил 2,7 человека. Но вот что любопытно: семейных ячеек у нас в регионе за это время стало меньше! По сравнению с 2002-м. — на 4,3%.
Плохо это? С одной стороны, безусловно, да. Потому что это означает, что рвутся связи, все меньше людей хотят связывать себя тесными взаимными обязательствами. К слову, подтверждает это и статистика браков. Если в 2002 году не был зарегистрирован официально каждый седьмой брачный союз, то в 2010-м – уже каждый шестой.
А с другой стороны, это явление – безусловный плюс. Ячейки и должны рваться! В определенное время – непременно. Каждому, наверное, знакома такая невеселая картина: семья, состоящая из престарелой мамы и ее позвзрослевшей (а то и уже состарившейся!) дочери. Или сына. Своей семейной ячейки эти дети создать так и не смогли. Почему? Нередко причина кроется именно в крепости маминых уз: дети не сумели вовремя уйти в самостоятельную жизнь.
Кстати, на семейные ячейки, состоящие из двух человек, приходится 54% от общего числа. 16,3% — это ячейки, состоящие из четырех и более человек (в городе эта цифра чуть меньше — 15,5%, в селе – 20,6%).
В семьях с обоими родителями воспитываются 70,9% всех кузбасских детей моложе 18 лет. В 2002-м этот показатель был больше — 72,3%. Что вполне коррелируется и со статистикой разводов: количество разведенных и разошедшихся за этот период в Кемеровской области увеличилось на 6,2%.
Комментировать такие цифры принято в тревожных терминах («рушатся семьи, страдают дети», «развод – это всегда травматично для всех участников»). Но я бы не стала так однозначно оценивать этот процесс. Не устану повторять: развод – величайшее достижение цивилизации. Разойтись по разным жизненным дорожкам порой бывает лучше, чем терпеть бесконечный кошмар невыносимого сосуществования под одной крышей.
В конце концов, нельзя пренебрегать и статистикой: что делать, если у нас в Кузбассе женщин на 18,2% больше, чем мужчин? 1182 женщины приходится на каждую тысячу мужчин! Вот сильный пол и крутится как умеет, пытаясь осчастливить своим присутствием (хотя бы на время) несколько сверстниц. Я знаю мужчин, которые в течение своей зрелой жизни заключали и по четыре, и по пять браков. Знаю мужчин, которые открыто живут на два дома (причем один из таких даже сумел поселить обеих жен, бывшую и настоящую, в одном коттедже, и всех детей – а их у него пятеро – эта странная, на посторонний взгляд, «ячейка общества» воспитывает вместе). Знаю семью, где мужчина, разведясь с первой женой, женился потом еще не раз, а в конце концов зарегистрировал брак снова с первой женой. И живет эта пара душа в душу!
Понятно, что во всех этих причудливых «узорах ячеи» главным звеном являются дети. С кем они остаются? 26,8% — с одинокими матерями (в 2002-м было 25,3%), 2,3% — с отцами.
Ничего удивительного здесь нет. Удивляет другой показатель. Среди 138,5 тысячи молодых супружеских пар (то есть таких, где супруги моложе 35 лет) 23,4% бездетны! Это очень много. Вдумайтесь: практически каждая четвертая молодая пара НЕ ЖЕЛАЕТ (или не может?) иметь детей.
Впрочем, среди супружеских пар доля семейных ячеек с двумя и более детьми составила по последней переписи 38,2%. (Среди одиноких матерей таковых 20,1%, среди одиноких отцов – 14,7%). За 2002-2010 годы среди супружеских пар увеличился удельный вес семейных ячеек с двумя, тремя, четырьмя и более детьми. А вот среди одиноких матерей и отцов увеличилось число с одним ребенком. О чем это говорит? О предусмотрительности людей. Молодые женщины просто не рожают «дополнительных» детей, если не уверены в прочности своего брака.
Обнадеживает и такой факт: число семейных ячеек, имеющих детей и подростков моложе 18 лет, по сравнению с 2002 годом сократилось на 17,5%, а с детьми до 15 лет – увеличилось на 2,4%, с детьми дошкольного возраста – в 1,7 раза, с детьми до 3 лет – в 2 раза. Вывод прост: рожать стали больше. Молодые семейные ячейки, где родители не достигли 35 лет, составляют сегодня 25,2% всех семей. Из них 15,6% — пары без детей, 51,2% — пары с детьми, 31% – одинокие матери с детьми, 2,2% – одинокие отцы с детьми. Из числа молодых семейных ячеек с детьми до 18 лет 70,6% имеют одного ребенка, 25,4% – двух, 4% – трех и более детей.
А если попытаться составить карту «детных» кузбасских территорий, районы-лидеры и районы-аутсайдеры будут выглядеть так. В составе семейных ячеек с детьми до 18 лет преобладают семейные ячейки с одним ребенком. Среди городских округов максимальная доля таких ячеек – в Кемерове (74,1%) и Новокузнецке (71,8%).
Удельный вес семейных ячеек с тремя и более детьми в муниципальных районах выше, чем в городских округах. Наибольшая доля таких семейных ячеек – в Ленинск-Кузнецком (11,9%) и Тяжинском (10,1%) районах, наименьшая – в Кемерове (3%), Юрге (3,4%) и Новокузнецке (3,5%).
Ольга ШТРАУС.