Контрафакт наступает. И выигрывает?
За восемь месяцев этого года кузбасские производители алкоголя реализовали только 40 процентов продукции от объемов прошлого года. По мнению специалистов, это не значит, что спрос на алкоголь у кузбассовцев упал – просто легальный алкоголь на рынке сегодня вытесняет контрафакт.
Нелегальный оборот
Один из последних примеров. На днях в Прокопьевске ликвидирован подпольный завод по производству фальсифицированного алкоголя и перекрыт крупный канал поставки в Кузбасс суррогата с Северного Кавказа. Он обосновался на территории некоего производственного предприятия на улице 40 лет Октября, в какой-нибудь четверти часа езды от центра города. Здесь в двух арендованных боксах паленую «водку» и «коньяк» гнали и разливали по бутылкам. Оперативники полиции при силовой поддержке бойцов ОМОНа появились в «цехе» в тот самый момент, когда процесс по изготовлению суррогатного коньяка был в самом разгаре. Пищевые добавки, красители, концентраты, вода и денатурированный спирт заливались (или засыпались) в необходимых пропорциях в большую пластиковую цистерну и размешивались с помощью обычного строительного миксера. После этого спиртосодержащая смесь вручную разливалась по бутылкам с известными марками российского алкоголя: например, коньяков «Дербент», «Кизляр», «Адмирал» и других. Или водок «Зеленая марка», «Журавли», «Парламент», «Белая береза», «Ржаная»… Всего из незаконного оборота полицейские изъяли около 100 тысяч литров (!) спиртовых суррогатов, большое количество этикеток и поддельных акцизных марок…
Организатором подпольного «спиртпрома» оказался 38-летний нигде не работающий прокопчанин. У полицейских есть весьма обоснованные предположения, что он широко развернул свой «бизнес» не только в родном городе, но и установил тесные связи с теневыми алкогольными дельцами Северного Кавказа, откуда в Кузбасс поступает заметная доля фальсифицированного спиртного. Для доставки суррогатного алкоголя мужчина закупил два вместительных автофургона и создал сеть складов, откуда спиртное сомнительного качества по очень низким ценам реализовывалось оптовым покупателям из Кемеровской области и сопредельных регионов – в основном, мелким индивидуальным предпринимателям, которые, в свою очередь, сбывали его по небольшим магазинчикам.
— В настоящее время образцы изъятой алкогольной продукции направлены на экспертизу, которая должна не только выявить ее качественный состав, но и степень опасности для человека, — говорит сотрудник пресс-службы ГУ МВД России по Кемеровской области Павел Подбородников. — Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по факту незаконного предпринимательства организованной группой, с извлечением дохода в особо крупном размере.
Что подделывают
К сожалению, сказать, сколько нелегального алкоголя у нас в области не может никто. По словам заместителя начальника отдела управления экономической безопасности и противодействия коррупции подполковника полиции Юлии Лавриченко, с начала года сотрудники кузбасской полиции изъяли из незаконного оборота более 257 тысяч литров алкогольной и спиртосодержащей продукции (для сравнения: на тот же период прошлого года эта цифра составила порядка 40 тысяч литров). И эти цифры продолжают увеличиваться. Что же подделывают чаще всего?
Как говорит эксперт экспертно-криминалистического центра ГУ МВД России по Кемеровской области Наталья Егорова, из числа алкогольных напитков на исследования чаще всего попадает водка, так как ее легче всего подделать. Этот алкоголь эксперты проверяют на соответствие требованиям ГОСТа. Если хоть один из показателей имеет отклонение, можно говорить о контрафакте. Вода, не отвечающая требованиям технологии, замена спирта или вовсе использование технического спирта, посторонние вещества и денатурирующие добавки, а также следы бензина и керосина – все это выявляется в изъятой контрафактной водке и других алкогольных напитках. В последнее время алкоголь стали подделывать так, что от оригинала его нередко может отличить только специалист-химик.
Легальный рынок
— Насколько рынок готов покупать продукцию, настолько и загружены заводы, — говорит Анастасия Танасюк, вице-президент холдинга СДС по торговле и СМИ. — Сегодня Новокузнецкий ликероводочный завод – предприятие со 115-летней историей – загружен лишь на 25 процентов. Но если люди будут пить только легальный алкоголь, мы сможем загрузить этот завод на 50 процентов. А это значит, что возрастут налоговые отчисления в бюджет. Точно такая же история с Сибирской водочной компанией – наш завод загружен на 26 процентов. Третий наш завод – в Красноярске — загружен на 30 процентов.
— Нам некуда реализовывать данную продукцию. У нас есть мощности, есть территории, есть специалисты, как производители мы готовы загрузить заводы на 100 процентов. Но мы не можем реализовать столько продукции. Сейчас в Кузбассе мы занимаем 43 процента рынка. Плюс реализовываем огромными партиями Томск, Омск, Красноярск. На экспорт – Турция, ОАЭ, Казахстан… Мы хотим, чтобы в Кузбассе люди пили не больше, а когда они пьют – пили качественный алкоголь.
Подготовили
Полина СПИРИДОНОВА.
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ.
На снимке:
Фальсифицированный «Портвейн 777», изъятый сотрудниками кузбасской полиции. Под маркой очень популярного в определенных кругах алкогольного напитка в пластиковые и стеклянные бутылки доморощенные «виноделы» разливают смесь из обычной водопроводной воды, спирта и винного материала.
Фото пресс-службы ГУ МВД России по Кемеровской области.
Сейчас Мариинское спиртное некачественное несмотря на бренды спиртного, стараюсь продукцию этого производителя не покупать. Мне кажется, что потеряют своего покупателя.
СДС-Алко, подмяв под себя производителей, не только обанкротил Мариинский спирткомибинат, но и потерял рынок: в 2007 спирткомбинат был загружен на 100 процентов, владел 80-ю фирменными магазинами в Кузбассе и Томске и поставлял алкоголь исключительно по предоплате.
Люди было привыкли пить качественное спиртное, но пришёл СДС-Алко и сейчас есть то, что есть. Мы опять отброшены в 1998 год, когда на нашем рынке господствовал контрафакт. Таковы плоды скверного хозяйствования.