Стальной конёк Токарева
Анатолий ТОКАРЕВ – один из бойцов невидимого фронта, о которых болельщики обычно знают понаслышке, но без которых хоккейная команда словно без рук. Особенно, если руки эти рабочие и умелые, словом, «золотые».
Анатолий Петрович – мастер заточки коньков в кемеровском «Кузбассе», в значительной мере от его работы зависит, насколько быстро и маневренно двигаются хоккеисты на поле. Его сверхзадача состоит в том, чтобы свести к минимуму силу трения между лезвиями коньков и поверхностью льда. А для этого, понятно, требуется максимум знаний и умений. И бесценный опыт, накопленный годами.
— Начал точить коньки лет с пятнадцати, когда занимался фигурным катанием, — рассказывает Анатолий Петрович. — Меня учили такие известные люди, как заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР Станислав Алексеевич Жук и заслуженный тренер РСФСР Игорь Борисович Ксенофонтов. Довелось побывать на семинарах, которые они проводили. Откровенно говоря, строгие были учителя, халтуры не терпели, а нам открывали глаза на нюансы, очень важные в любом деле.
— В чем особенности коньков для хоккея с мячом?
— В сравнении с коньками для «шайбы» само лезвие длиннее и меньше его закругление, хотя иногда подкругляешь для большей маневренности. Скорость в игре возрастает, поэтому и приходится это делать. На коньках «шайбистов» защищены пятка и голеностоп, а в хоккее с мячом это мешает, поэтому надо подрезать пятку, «язык» ботинка, а радиус лезвия вытачиваешь в диапазоне от пяти до двенадцати миллиметров. Классический стандарт – шесть миллиметров. У защитников обычно больше закругление, у нападающих – меньше, хотя бывают исключения.
Так, наш форвард Костя Зубарев приспособился кататься на «десятке» — и скорость у него приличная, и маневренность на уровне. Конечно, классный игрок чувствует конек, чувствует даже самые маленькие изменения. Тому же Зубареву не нужен идеально гладкий конек, предпочитает, чтобы были минимальные зазубрины, так ему удобнее и привычнее.
А вот капитан «Кузбасса» Денис Криушенков и наш главный «ударник» Вадим Стасенко, наоборот, просят убрать все шероховатости с поверхности лезвия. Лучший бомбардир «Кузбасса» последних лет Павел Рязанцев использует коньки, удлиненные впереди на два сантиметра. Казалось бы, меньше маневренности, но Рязанцев очень сильный физически игрок, и ему не мешает удлиненное лезвие. К тому же он и после тренировок делает ускорения, шлифуя скольжение. Большой игрок постоянно совершенствует мастерство, поэтому и остается на высоком уровне.
— Бывают две пары одинаковых коньков?
— В принципе, все коньки индивидуальны, а новые обязательно формуются под стопу, чтобы нигде не терло, не давило, а ноге было удобно. Редко кто сразу встает на фабричные коньки: то одно не устраивает, то другое. Не меньше двух дней уходит на подгонку новых коньков. Формуешь, клепаешь, выставляешь радиус лезвия. Очень много дел с новой парой.
Кстати, выдающиеся мастера надевают конек на босу ногу, чтобы в полной мере его почувствовать. С «шайбичными» коньками обычно меньше работы: выточил желоб — и можно долго кататься. А в хоккее с мячом необходимо точить коньки не только перед каждой игрой, но и перед каждой тренировкой. А случается, и четыре-пять раз в день работаешь на станке с одной парой коньков: перед утренней раскаткой, накануне игры, в перерыве между таймами, после матча.
— По состоянию коньков можно определить характер прошедшей игры?
— Да, сразу видно, кто как работал на льду. Если хоккеист не жалел себя, полностью выкладывался на поле, то и в раздевалку приходит с сильно побитыми коньками. Правда, в некоторых матчах наши соперники играют, что называется, конек в конек, и в перерыве приходится точить 12-13 пар. Ребятам надо учиться не подставлять ноги, вовремя уходить от оппонентов.
Конечно, на коньки влияет и качество льда. В Кемерове используют новую технологию заливки поля, добавляя в воду определенные вещества, коньки меньше тупятся, и скольжение лучше.
— Как правильно ухаживать за коньками?
— После катания надо сразу их протереть, нельзя ставить коньки лезвиями вниз, в этом случае возможно появление ржавчины.
— Насколько долговечны хоккейные коньки?
— На пару сезонов обычно хватает, но некоторые хоккеисты настолько привыкают к конькам, что не расстаются даже с латаными-перелатаными. Так, Паша Булатов уехал из Кемерова в Москву, взяв с собой зашитые-перешитые коньки. Сегодня для инвентаря используют искусственные и прочные материалы, хотя, на мой взгляд, нет ничего лучше натуральной кожи. А в подготовке коньков, как и раньше, не может быть мелочей.
Вадим АНТОНОВ.
Эдсбюн — Кемерово.