Сдвиг по фазе
Сегодня-завтра Кузбасс намолотит полмиллиона тонн зерна с сорока процентов посевных площадей. Год назад на эту дату было убрано 80 процентов зерновых и зернобобовых, два года назад – половина, 460 тысяч и 620 тысяч тонн соответственно.
Нынешнюю уборочную осложняют и природный фактор, сдвинувший и смешавший в кучу привычные сроки агроработ, и эхо засухи-2012, аукающееся финансовой ослабленностью хозяйств и дефицитом средств. Есть и иные сложности как объективного, так и субъективного характера.
Чтобы выяснить среднестатистические реалии и проблемы кузбасского поля, послушаем тех, кто возглавляет и завершает список из семнадцати участников уборочной страды, – Гурьевский и Беловский районы. В первом на сегодня убрана половина зерновых, это лучший показатель по области. В Беловском районе результат хуже ровно вполовину, здесь зерновые обмолочены с четверти посевных площадей.
— Вопросов много, — докладывает Сергей Сиренко, начальник сельхозуправления Гурьевского района. — Во-первых, погода не дает убирать. Во-вторых, урожайность с каждым днем падает. Вышли на пшеницу – сплошная пустоколосица. Если урожайность на ячмене была 20-22 центнера с гектара, то на пшенице сейчас молотим 15-17 центнеров. Вид просто великолепный: солома, колос большой, а зерна нет… В-третьих, с горохом проблемы, боюсь, оставим в поле. Где пробуем убирать, все дождями прибило, все проросло… Еще проблема – повышенная влажность зерна, а сушилки есть далеко не у всех. У кого нет – вообще стоят, ждут, пока оно на корню обсохнет… С семенами не можем толком разобраться. Чтобы их засыпать, материал должен быть сухим, подработанным, а тут зелени много и влажность повышенная. Еще проблема, из важнейших – зерно девать некуда. Горючее подорожало, покупать не на что, а на зерно цены нет. За тонну пшеницы дают 4,5-5 тысяч рублей, за ячмень – 3,5. Это при том, что правительство обещало цену в 6,5 тысячи, а себестоимость зерна складывается на уровне 4,5-5 тысяч рублей… Сегодня мы не делаем осенней обработки почвы, потому что экономим солярку, чтобы хоть комбайны и сушилки работали, зерно с поля вывозить, а обработка требует затрат. В прошлом году на это время было обработано 15 тысяч гектаров полей. Правда, тот год не показателен: засуха, убрали рано, поля были сухими. А сейчас поля сырые, полезешь обрабатывать – последнюю солярку сожжешь: одно дело – пробежаться по сухому полю дискатором, другое – тащить его по сырому. Но без такой обработки зарастем сорняками, не растащим по полям солому, весной позже войдем на поле… Озимых посеяли всего 350 гектаров при плановых 1500. Не хватило семян, не давала погода, ушли сроки…
— Нет солярки, нет финансирования, нет погоды, — почти в унисон коллеге вторит Андрей Заварыкин, начальник управления сельского хозяйства Беловского района. — Больше всего, конечно, мешает не столько погода, сколько ее последствия. Из-за сырости много подгона (слаборазвитые побеги у хлебных злаков, образовавшиеся позднее основных побегов в результате растянутого или обильного кущения. – ИА.), и все зеленое идет в бункер. Влажность высокая, качества зерна нет, поэтому многие фермеры ждут, когда подгон убьет морозом. Сушилок мало, в основном только в крупных хозяйствах. Остальные работают с корня. У нас три десятка фермеров с полями в 500 гектаров и меньше, для них очень проблематичны первичная подработка и сушка зерна. Если намолотить сырое зерно, его надо сразу же продать, либо через три дня оно начнет греться и сгниет. Как раз у мелких и средних около 40 процентов посевных площадей, их в поле и нет. Да, дожди заставляют вспоминать о сушилках. Мелким фермерам влезать в долги и тратиться на сушилку не резон. Придется объединяться как-то и ставить сушилку на несколько хозяйств. Либо появится кто-то, кто вложится и будет сушить зерно для других. Идея кооперации появилась, но совместная собственность у нас плохо приживается… Еще: всех здорово ударил переход на новые условия помощи сельскому хозяйству. Настроились на деньги, а денег-то нет. Рассчитывали на 400 рублей помощи на каждый гектар, фактически недополучили половину, это по району больше 6 миллионов. А ведь их собирались направить на ту же солярку. Еще один фактор – рабочая сила. Некому работать вообще. Кадровый голод. Крупные хозяйства начинают подумывать о приглашении рабочей силы из Средней Азии. На месте работать некому, доярку или скотника возим за 25-30 километров…
Эти монологи отражают и общекузбасскую картинку. Осенняя обработка почвы проведена на 33,5 тысячи гектаров, это втрое меньше, чем год назад и в два раза меньше, чем в 2011 году. Почти то же самое – с закладкой семян. Озимые культуры под урожай-2014 посеяны на 27 тысячах гектаров, это на 16 тысяч гектаров меньше, чем в последние два года. Главная причина – отсутствие переходящего семенного фонда, а новые семена в этом году вызрели лишь с завершением оптимальных сроков сева озимых. Так что традиционные бонусы озимых культур – повышенная урожайность и оптимизация уборочной кампании – будут минимизироваться…
Практически по всему Кузбассу земледельцев в этом году разочаровала яровая пшеница, занимающая около 60 процентов зернового клина. Из-за холодных весны и лета она подошла к фазе опыления на две недели позже, чем обычно, срок цветения прошел без осадков и при высоких температурах, пыльца оказалась стерильной, колос – пустым…
Что ждет полеводов в ближайшем будущем, успеют ли они убрать урожай до белых мух? Метеорологи успокаивают: нынешний год совсем не аномален, попросту все сдвинулось на пару-тройку недель. Красиво говорят о «малоградиентном барическом поле на фоне высотного циклона», установившемся в Кузбассе, гарантирующем в ближайшую неделю незначительные осадки, облачность, холод, потому что воздушная масса притекает с севера. Надеются, что еще придет бабье лето, пусть и не такое солнечное и теплое, как обычно.
Их бы красивые слова да богу в уши, а полеводам – в поле…
***
В департаменте сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности «Кузбассу» прокомментировали ход уборочной кампании. Непростые погодные условия наблюдаются по всему Сибирскому федеральному округу. Кузбасские аграрии не отстают от соседей, стараясь использовать каждый погожий день для уборки зерновых и минимизации потерь. В связи с тенденцией к падению цены на зерно крайне актуальны минимальные цены на зерно урожая 2013 года, установленные РФ. Так, для Уральского, Сибирского и Дальневосточного округов цена на пшеницу 3-го класса определена в 6,25 тысячи рублей за тонну, на продовольственную рожь – в 4,95 тысячи рублей. При достижении минимума в стране должны проводиться закупочные интервенции, призванные не допустить резкого падения цен на рынке.
Игорь АЛЁХИН