Актуальное

А факт гибели работника скрыли!

20 августа 2013 | Елена Щербакова

Шел человек на работу и, конечно, не предполагал, что этот путь для него станет последним. В заключении экспертов потом прозвучит все та же банальная формулировка причины несчастного случая на производстве: «Неудовлетворительная организация работ».
Ольга Соколенко, зам.руководителя гострудинспекции в Кемеровской области по охране труда, особенно волнуется, когда рассказывает не просто о ЧП, а о самом страшном – травматизме со смертельным исходом. Вот, к примеру, случай вопиющей безалаберности. 10 июня в Новокузнецке производили опиловку деревьев, один из спасателей был поставлен в оцепление территории. И произошло непоправимое: рабочий автоподъемника отпилил верхушку дерева, и та упала прямо на голову спасателя. Удар оказался роковым. При разбирательстве этого случая выяснилось, что не было контроля при выполнении работ (спасатели ходили по площадке кому как вздумается), отсутствовала технологическая карта с применением грузоподъемных механизмов, не было обучения спасателей, инструктажа перед опиловкой деревьев. В итоге гибель человека.
А вот еще факт. 15 декабря 2012 года в 19 часов машинист бульдозера выполнял работы по договору оказания услуг между ИП «Плетнев» и обогатительной фабрикой «Анжерская». Рабочий прошел через проходную фабрики, потом еще дополнительный тест на трезвость и приступил к работе на бульдозере на складе концентрата – подталкивал уголь к воронке. Около четырех утра контролер заметила, что на складе нет бульдозера и сообщила об этом оператору. В это же время воронка по загрузке угля «зависла», то есть уголь не стал поступать на подачу в вагон. Для выяснения причины направили грузчиков пробить воронку, вызвали второй погрузчик. Через час оператор остановила фабрику, так как не работал вибратор, затем запустили воронку, и она начала подавать уголь. Но находившиеся на подаче угля работники уловили запах выхлопного газа, и в итоге пропавший бульдозер был обнаружен в… воронке. Когда его откопали вместе с бульдозеристом, вызывать «Скорую» было уже бесполезно: человек был мертв.
При проведении расследования были отмечены такие нарушения, что невольно приходишь к выводу: наша жизнь, жизнь простых исполнителей работ для некоторых работодателей ничего не стоит. Ему главное – прибыль! Вот и бульдозерист был бы жив, если бы выполнял работу не в одиночку, а как положено – бригадой. Если было бы на рабочем месте лицо, ответственное за производство в ночную смену. Если бы машинисту бульдозера было указано, в каких местах он должен выполнять работу и как передвигаться по складу. Ну и, наконец, если бы контроль на трезвость (заметим: в данном случае двойной!) был действительно контролем, а не липой. Ведь в крови погибшего обнаружили 2,6 промиле этанола. То есть человек был элементарно пьян.
Так что все эти «если бы…» можно объединить одной формулировкой: неудовлетворительная организация работ.
За истекшие полгода в Кузбассе были и групповые несчастные случаи (их 15), и одиночные человеческие травмы разной степени тяжести. К сожалению, в 52-х семьях пришлось оплакивать своих кормильцев в связи с гибелью на производстве. Тяжело травмированы были 95 работников. Им предстоит долгая реабилитация.
Если анализировать уровень травматизма по видам деятельности, то менее опасно стало в таких отраслях, как производство и распределение электроэнергии, (снижение травматизма в три раза!), строительстве (в 1,2 раза), гостиничный бизнес и рестораны. Спокойнее всего за свое здоровье могут чувствовать себя люди в таких сферах, как рыболовство и финансовая деятельность, госуправление.
Как ни прискорбно, в сельском хозяйстве, наоборот, случаев травматизма, в том числе смертельных, стало больше в два раза. Ну, и добыча полезных ископаемых, понятно, не обходится без жертв. Упускают вопросы безопасности труда и на обрабатывающем производстве. Даже в оптовой и розничной торговле можно запросто получить серьезную травму.
Травматизм с тяжелыми последствиями, в том числе со смертельным исходом, имеет тенденцию к росту. Но смягчим акценты. Порой и нашему брату, исполнителю работ, надо бы поосторожничать. А то ведь еще по дороге на работу попадаем в ЧП. В частности, в этом году госинспекторами труда зафиксировано пять транспортных происшествий, при этом трое попали в ДТП по пути на работу. Тут уж вины работодателя явно нет.
А есть такие несчастные случаи на производстве, которые тоже можно квалифицировать как наша неуклюжесть: падение с высоты, например. В частности, установлено 20 случаев падения с мебели, деревьев, на глубину в шахты, ямы, рытвины. А есть и несчастные случаи, не связанные с травматизмом как таковым. Например, физическое перенапряжение, нервно-психическая нагрузка. Но как доказать, что именно это и было? Неудивительно, что подобные факты и не зафиксированы.
Зато зафиксированы скрытые случаи серьезных травм. Причем пять из них – с тяжелыми последствиями для здоровья, три – из разряда легких.
Спрашивается, как узнать, что в позапрошлом, например, году произошла травма у какого-нибудь гражданина В.? Ольга Анатольевна считает, что узнать о происшествиях можно даже спустя 10, 20 лет. Помогает в этом информация СМИ, а также сообщения следственного комитета, прокуратуры, извещения медучреждений, куда изначально доставляют покалеченного на производстве.
К сожалению, на предприятиях имеется практика уговаривания работников скрыть свой несчастный случай, зарегистрировать его как бытовой. По прошествии времени работники спохватываются и обращаются к работодателю в связи с ухудшением здоровья. Расследование и в этом случае должно проводиться, к тому же и гострудинспекция готова помочь. И это хорошо, что сроков давности производственный травматизм не имеет. Так, в 2012 году в инспекцию труда обратилась бывшая работница швейфабрики «Горнячка» в Прокопьевске. Травму она получила еще в 1974 году, но случай не был расследован. Сейчас правда восстановлена, было составлено заключение и выдано предписание работодателю.
Но есть и смертельные случаи, сокрытые в свое время. Так, у ИП Дмитриева (г.Белово) в марте в результате нападения неизвестными лицами получил смертельную травму сторож. Об этом факте узнали из СМИ, и только в мае 2012 года расследование было завершено.
Конечно, во многих случаях мы склонны видеть еще и божий промысел. Мол, от судьбы не уйдешь. Тем не менее, обидно, если по нелепой ошибке своих же коллег, халатности руководства ты как работник перейдешь в разряд бывших. И пополнишь ряды инвалидов.
Инспекторы труда, конечно, делают свое дело, но и нам не зевать надо. Устроился на работу – поинтересуйся не только условиями оплаты, но и труда. Сможешь ли ты уйти домой после трудового дня на своих ногах и со здоровой головой? Подумай, прежде чем устраиваться.
Елена ЩЕРБАКОВА.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс