Кто покажет первый класс?
«За последние годы мы мало обращали внимания на молодых специалистов, — признает зав. кафедрой общей и вузовской педагогики Кемеровского госуниверситета Наталья Касаткина. – Пытались повысить зарплату учителям, они брали большую нагрузку. И довели ситуацию до того, что молодых специалистов перестали брать в школу. Сейчас их в школах менее 2 процентов».
Да и не все выпускники рвутся получать 6-7 тысяч рублей. Ну, 9 – там, где школа очень постарается. (У «стажистов», к слову, – более 24 тысяч). Зарплата учителя сегодня имеет несколько слагаемых: должностной оклад – аж 3300 руб., почасовая нагрузка, повышающие коэффициенты (за работу в сельской местности, за специфику работы учреждения, ученую степень – что, понятно, не про всякого молодого педагога). Учитель также имеет право на получение компенсационных (за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом) и стимулирующих выплат, размеры и критерии которых для каждого учреждения индивидуальны.
Подспорьем молодежи служит и ежемесячное социальное пособие. Областным законом «Об образовании» с июля этого года оно повышено с 350 до 850 руб. — при стаже работы до одного года. Дальше – меньше. Лишь у «краснодипломников» на протяжении трех лет доплата сохраняется в размере 1060 руб. Но как же мало это для жизненного старта!
Да еще, как сказали «Кузбассу» сведущие люди в Новокузнецке, существует закавыка в законодательстве. Из-за нее, начни старшекурсник подрабатывать в школе до окончания академии/колледжа, он не получит и этих денег. «Проблему уже решили. Совет народных депутатов Кемеровской области год назад (!) принял закон, уточняющий: стаж молодого специалиста начинается после вручения диплома. (Закон РФ «Об образовании» не дает ясной трактовки этого момента.) Приняли поправку специально для того, чтобы иметь возможность посылать студентов на 5-м курсе в школу», — объяснила Н.Э. Касаткина. А что, не во всех городах/школах об этом знают?
Как сообщили в департаменте образования и науки, в ряде территорий Кемеровской области из местного бюджета выплачивают единовременное социальное пособие молодым специалистам в размере от 3 до 50 тыс. рублей (например, в городе Ленинск-Кузнецкий и Прокопьевском районе оно составляет 100 тыс. рублей, в Тайге – 50 тысяч). И вообще все территории разработали программы поддержки педагогических работников.
Любопытно, что сельские учителя получают существенно больше, чем городские. Влияет на это когда-то грамотно проведенная реструктуризация школ, как, например, в Ижморском, Чебулинском районах. «Вакансий по начальной школе у нас нет – трудоустраивали высвобождающихся во время реструктуризации педагогов. За последние два года пришли два молодых специалиста. Средняя зарплата у них порядка 17 тысяч рублей. Учебной нагрузки вполне достаточно – во все три средние школы подвозим детей. Кроме того, предложили им вести кружки, так как дополнительное образование в селе мало развито. Они стабильно получают доплату порядка 1,5 тысячи рублей в месяц из стимулирующего фонда. И сейчас мы ведем переговоры с главой района о строительстве доходного дома в Верх-Чебуле для предоставления жилья молодым педагогам и врачам», — сообщила начальник управления образования Чебулинского района Наталья Долматова.
Свои плоды дала успешно проведенная реструктуризация и в ряде городов: Осинниках, Междуреченске, Березовском. Так, в центре Осинников теперь три средние школы разного профиля: №31, 35 и 36. В них на конкурсной основе собрали лучших учителей, провели ремонт и оснащение современным оборудованием. И со всего города, очень протяженного, школьным автобусом подвозят туда старшеклассников. Все остальные школы сделали «девятилетками». И учителя имеют достойный заработок.
Совсем иная картина в Новокузнецке, Белове и Кемерове, с его «недореструктуризацией». Некоторые директора признаются: «Да, с точки зрения экономики моя школа нерентабельна. У молодого специалиста – 8 тысяч рублей. У «стажиста» в начальной школе – от 12 тысяч»…
А длинный список учительских вакансий на новокузнецком сайте и вовсе вызывает полное недоумение: ведь в городе есть и вуз, и колледж. Между тем местные школы готовы ухватиться за специалиста и без опыта работы, и со средним образованием…
Столь острая ситуация с кадрами сложилась не вдруг. На протяжении последних лет Минобрнауки РФ, вопреки обращениям кузбасских властей, уменьшало набор студентов в наши учебные заведения. Конечно, объяснялось это демографическим спадом. Но теперь-то число обучающихся снова растет! Нынче, например, первоклассников на 7% больше по сравнению с 2010 годом. А министерство пошло по другому пути: «внутри» 70% контрольных цифр набора разрешило департаменту самому определять, какие и сколько учительских кадров готовить, объясняет Н.Э. Касаткина.
Дефициту кадров теперь способствует и требование лицензионно-аккредитационной службы: не больше 25 человек в классе. А на каждый класс нужен отдельный учитель!
Есть ли выход из сегодняшней ситуации? В Кузбассе подготовлен проект программы «Развитие и обновление кадрового потенциала региональной системы образования на 2013 – 2016 гг.». Специалисты добиваются открытия факультета дошкольного и начального образования в КемГУ. С очной и заочной формой обучения. Причем там преполагается открытие прикладного бакалавриата – где специальные и фундаментальные дисциплины изучались бы параллельно. Также в области будет создан центр педагогического образования, включающий КемГУ и сеть педколледжей. Состыковка учебных планов позволит выпускникам колледжей поступать сразу на 3-й курс университета.
Но произойдет это через несколько лет. А что теперь? «Выйдем из ситуации за счет того, что один учитель станет вести два класса – в 1 и 2-ю смену. Привлечем студентов последних курсов. Но не допустим ситуацию, когда бы дети пришли в 1-й класс и не было бы учителя, — совершенно точно!» — заверяют авторитетные специалисты.
Ольга СЕМИЛЕТКО.
Фото Федора Баранова.