Громкая выставка тихого года
![]() |
. |
Куда идут кузбасские угольщики и машиностроители, когда хорошо? На выставку! А когда плохо? На выставку. Уже 20 лет подряд в начале июня они едут в Новокузнецк на выставку-ярмарку «Уголь России и майнинг».
В этом году дорога была сложной. У кого-то к открытию так и не получилось прилететь – билетов на самолет не было. А кто-то заплатил за перелет раза в два больше обычной цены. Ради чего? Загибаем пальцы!
Сначала даже не всякий поймет, почему, собственно, вокруг этой выставки такой ажиотаж. Цены на уголь ниже допустимого для многих компаний предела выживаемости. Новых контрактов ожидать не стоит – на новое оборудование просто нет свободных денег. Точнее, свободных денег просто нет. Да и на самой выставке, на первый взгляд, все рутинно. Под солнышком (благо погода в Новокузнецке не подвела) мирно сидят мужчины и женщины, потягивая пиво и крепкие спиртные напитки, что-то обсуждают, смеются. Так почему, собственно, сюда летят через океаны из Канады, США, через моря со всей Европы, едут за тысячи километров со всей России и бывших союзных стран?
Вот вам версия первая — от директора крупной кузбасской угольной компании. Во-первых, нужно показать, чего достигли угольщики в сфере безопасности, обучения персонала. Все сложно, цены нас не устраивают, признается он. Коксующийся уголь стоит сегодня 100-130 долларов за тонну. На энергетический уголь нет цены вообще. Лучше тем угольщикам, которые интегрированы в крупные металлургические или энергетические холдинги. У них хотя бы сбыт гарантирован. Что остается другим? Еще работать над издержками, оптимизацией численности коллективов. Такому на выставке можно поучиться на чужом опыте. Но главное, тут можно посмотреть новые технические решения для совершенствования действующего оборудования. И, не стесняясь (все же свои), рассказать о неудачах. Пусть все знают, у кого стоит покупать оборудование, а кого лучше обойти стороной. На одном квадратном метре, говорит директор, столь высока концентрация производителей и коллег, что даже не обязательно куда-то ходить – сами подойдут. Что волнует в первую очередь? Безопасность! Ведь любой простой из-за ЧП или просто выявленных Ростехнадзором нарушений влечет за собой большие потери. Одномоментно в Кузбассе по таким причинам могут простаивать до трети шахт. Кому от этого хорошо?!
Версия вторая — от крупного кузбасского производителя горно-шахтного оборудования. Особых новинок местные производители не представляют. Главная задача – постоянный контакт с партнерами, напоминание о том, что «мы есть». Ну и, конечно, смотреть и пересматривать то, что представили коллеги из России и из-за границы. Последнее порой интересно даже просто тем, кто именно приехал в Новокузнецк. Еще пару лет назад в списке участников выставки-ярмарки была только парочка китайских компаний. Причем это были, как правило, торговые представители. Теперь здесь непосредственно китайские производители. И их уже под два десятка. То есть они по численности уже в ряду самых «выставленных» стран, к которым традиционно относятся Польша, Чехия, Великобритания, Германия. И пусть кузбасские угольщики – главные покупатели горно-шахтной и крупнотоннажной транспортной техники в России — еще с оглядкой оснащают свои лавы китайской техникой, по ряду позиций наш восточный сосед довольно быстро зарабатывает авторитет, а следовательно, и пакет заказов. Словом, как минимум, надо быть в курсе!
Версия третья – от польского машиностроителя. Компания, давно осваивающая кузбасский рынок, в этом году начинает строительство сервисного центра в Кузбассе. Для всей России. Еще вопросы есть?
Версия четвертая – от украинского производителя горно-шахтного оборудования. Все проблемы рынка давно известны, болезни российского машиностроения – в деталях. Переживать подобное пришлось и этой компании. И в целом стране. Но была команда и идея. И все получилось. Новинки в разных видах и классах оборудования заводы компании на выставке представляют регулярно. Вот и сейчас на самой большой площадке в Новокузнецке почти все в первый раз. Есть о чем задуматься соседям по выставке из России. Опять же и эта компания подбирает место под размещение своего сервисного центра в Кузбассе. Так что поводов не приехать сюда просто не могло быть.
Версия пятая – от проектировщика обогатительных фабрик. А с чего вы взяли, что нынче все упало на рынке? Как раз сейчас, когда все плохо, угольщики думают о завтрашнем дне. Без обогащения угля сейчас обходятся только единичные компании. Строить фабрики сегодня не время: денег не хватит. А вот вложиться в проектирование – самый удобный момент. Когда цены на уголь быстрее пойдут вверх, вырастет спрос, и построить фабрику при наличии проекта будет проще. А раз так, значит, только тут и сейчас нужно быть!
Могу перечислять и дальше, задействуя вторую руку. Должно получиться не менее 550 причин. Столько участников только из России собрала выставка на этой неделе. Ответы будут из 175 стран. Это значительно больше, чем было в прошлом году, и сама площадь экспозиции нынче выросла: это заметно даже без пристального подсчета. Кроме того, по прогнозам, основанным на заявках, на выставку придут гораздо больше посетителей, чем раньше. Говорят, что в радости друзей не найдешь, а в беде они сами приходят. Так и здесь. Сложно угольщикам. Вот они и потянулись «на огонек». И хорошо, что огонек этот 20 лет назад зажгли именно у нас и поддерживают.
Татьяна ДУМЕНКО.