Актуальное

Кто кого кормит?

28 мая 2013 | Ольга Штраус

У социологов есть такой термин: коэффициент демографической нагрузки. Несмотря на сложное звучание, выражает он простую вещь: скольких иждивенцев приходится на одного кормильца в данном конкретном обществе.

Так вот, у нас в Кузбассе, по результатам последней переписи населения, этот самый коэффициент составляет 0,634. То есть на тысячу человек трудоспособного возраста приходится 634 лиц нетрудоспособного. Если уточнить: каждая тысяча взрослых людей должна прокормить 281 ребенка и 353 пенсионеров.

Много это или мало? Смотря с чем сравнивать. Например, в развитых странах Европы и Америки этот коэффициент колеблется на уровне 0,4-0,5. Причем дети и старики там распределяются фактически поровну. Условно говоря, сто взрослых должны прокормить 23-25 детей и столько же лиц пожилого возраста. А в Африке, к примеру, этот коэффициент составляет 0,8. Там каждые сто взрослых человек должны прокормить 75 детей и пять стариков.

Но в нашей реальной жизни эта демографическая формула не работает. Точнее, работает причудливо.

Вот вам пример из личной жизни. Пока жива была моя мама, ветеран войны и пенсионер военного ведомства, бюджет нашей семьи всегда имел «подушку безопасности». Доходы распределялись так: наши с мужем зарплаты идут «на жизнь», а мамина пенсия – «на баловство» (либо «на черный день»). Из пенсии, скапливающейся на сберкнижке, откладывались деньги на отпуск, на серьезные покупки, на непредвиденные расходы.

Не уникальный случай. Каждый из нас может привести массу примеров того, когда именно стариковские пенсии служат серьезным подспорьем для пополнения бюджета молодой семьи. Скажем, накопить первоначальный взнос на жилье, взятое в ипотеку, без маминых-папиных денег просто нереально. Нереально даже в том случае, если сами мама и папа молодоженов живут на зарплату. А вот если у старших членов семьи плюсом к ней уже капает пенсия… К слову, в Кузбассе 18,7% городского населения продолжает работать после оформления пенсии.

кормильцы500                                       .

Впрочем, стоит ли удивляться, если один квадратный метр жилья в Кемерове стоит сегодня в среднем 52 тысячи рублей. А средняя зарплата в Кузбассе – 23230 рублей. То есть ее не хватает даже на половину одного квадрата!

Как поясняет нам заместитель руководителя Кемеровостата Ольга Чеманова, по данным Всероссийской переписи населения, 92,1% кузбассовцев имеют три основных источника средств к существованию: трудовую деятельность, иждивение и пенсию (кроме пенсии по инвалидности). Эти источники преобладали как среди городского (93,1%), так и среди сельского (86%) населения, они характерны и для мужчин (91,2%), и для женщин (92,8%).

Во всех регионах Сибири, кроме республик Тыва и Алтай, преобладающим источником средств к существованию является трудовая деятельность, вторым по значимости – иждивение, помощь других лиц, алименты (в указанных регионах – наоборот).

Самая высокая доля иждивенцев по Сибири – в Республике Тыва (50,6%). В основном это – дети. Самая минимальная доля иждивенцев – в Кемеровской области (27,7%). Можно бы порадоваться тому, что мы – такой работящий регион, но одновременно цифра эта заставляет и задуматься: выходит, рожаем мало? Возможно именно потому, что заработки в Кузбассе, как говорится, оставляют желать. Во всяком случае, у наших сибирских соседей они выше. Скажем, в Красноярском крае средняя зарплата составляет 27890 рублей, в Томской области — 26750, в Иркутской области – 25685, и в Хакасии — 23493 рублей. А средняя зарплата по России – 27110 рублей.

Следующим по значимости источником средств к существованию для большинства регионов Сибирского федерального округа является личное подсобное хозяйство (для Алтайского края – пенсия, для Республики Алтай – пособие). Несмотря на то, что Сибирь — не самая благоприятная территория для сельского хозяйства, доля занятых в личном подсобном хозяйстве тут (17,4%) выше, чем в других федеральных округах (в среднем по России – 10,8%).

По удельному весу занятых в личном подсобном хозяйстве (14,5% населения) Кемеровская область занимает 29-е место среди всех регионов Российской Федерации и 10-е в Сибирском федеральном округе.

Интересен и такой факт: удельный вес лиц, имеющих два и более источников доходов, в нашей области 27,8%. Это выше, чем в целом по России (25,4%), но ниже, чем по Сибирскому федеральному округу (32,4%).

Больше всего таких лиц, что живут «не на одну зарплату», — в Прокопьевском районе (83,1%, у них 1,92 источника доходов в расчете на одного жителя), среди городских округов – в Краснобродском (41,2%) и Полысаевском (40%) (по 1,44 источника на 1-го жителя). Наименьшее значение этого показателя – в Мариинском муниципальном районе и Междуреченском городском округе (19,5% и 1,21 источника соответственно).

Во всех городах Кузбасса преобладающий источник средств к существованию – трудовая деятельность. А вот в Беловском, Ижморском, Крапивинском, Прокопьевском, Тяжинском районах – личное подсобное хозяйство (доход от трудовой деятельности здесь на втором месте, на третьем – иждивение). Кстати, максимальная доля находящихся на иждивении (в большинстве своем это дети) – в Юргинском муниципальном районе (32,4%), минимальная – в Яйском (23,1%).

Логично предположить, что с личного подсобного хозяйства кормятся в основном жители деревень и сел. И в общем, так оно и есть: например, в Прокопьевском районе три четверти жителей указали этот источник средств к существованию как основной. Но и в Краснобродском городском округе так живет треть населения. (К слову, минимальная доля имеющих личное подсобное хозяйство в Междуреченске (5,8%) и Мариинском районе (7,8%).

И вновь возникает вопрос: при таком раскладе — кто кого кормит? Родители-пенсионеры, которые подбрасывают молодым картошку-моркошку со своих мичуринских участков? Дети погибших шахтеров, которые получают пенсии по случаю потери кормильца? Или работающее взрослое население?

Ольга ШТРАУС.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс