В красивом доме, но без комфорта
![]() |
|
Как уже писал «Кузбасс» 13 марта, кемеровчане крайне недовольны обслуживанием их домов управляющей компанией «Серебряный бор». В связи с обращениями по этому поводу в виртуальную приемную губернатора материалы по деятельности этой компании переданы в следственные органы. Мы обещали читателям разобраться в сути претензий. Для примера взяли один дом по адресу: Серебряный бор, 3а.
I.
Этот десятиэтажный дом расположен в строящемся микрорайоне Кемерова. Дом новый, современный и, судя по красивому названию улицы, жизнь здесь должна быть такая же красивая, принципиально новая. И поначалу жильцов действительно восхищала удобная планировка квартир, хорошая внутренняя и внешняя отделка помещений, приятный вид из окна. Это было тем более приятно, что приобрести квартиру в этом доме бюджетники могли не по коммерческой, а вполне приемлемой госцене. Некоторым семьям с двумя детьми не пришлось даже брать ипотечные займы.
Однако сейчас, прожив полгода в новом доме, люди стали чувствовать себя обманутыми. Почему-то лифт работает так, будто это живое существо со своими капризами: захочет – поднимет на десятый этаж, а передумает – высадит людей раньше, на девятом, а то и вовсе встанет, как вкопанный, и двери не открывает. Дети новоселов, оказавшиеся внутри таких лифтов-капризуль, голос сорвали, пока кричали от испуга. Пробовали их мамы вызывать лифтера много раз. А диспетчер будто не слышит. И спасали своих детей из лифта те мамы сами.
— Пришлось нашим детям отказаться от лифта, на своих ногах надежней! — замечает Инна Леонова, жительница этого дома №3а. — Но ведь мы за лифт платим. Так почему тогда мы боимся в него входить? Моя беременная соседка настолько боялась оказаться запертой в этом лифте, что решила до самых родов топать ногами на самый верх! Неужели за полгода его нельзя было никак отрегулировать?
В период снегопадов жильцы пришли к выводу, что они еще и без собственных авто теперь будут: работы дворника вообще не видно, и машины во дворе в снежном плену хронически. В прошлое воскресенье одну из машин, застрявшую меж домами, вытаскивали и техникой, и сами. В других районах города дворники снег даже из-под машин выгребают, а тут хоть бы элементарно дорожки для прохожих песком посыпали, чтоб не падать, да стоянку для машин расчистили. Всю зиму со стороны дома 3б проезд не расчищен: ни «скорая», ни «пожарная» проехать не могут.
II.
А еще с электриком да слесарем-сантехником непонятно как разговаривать.
Хозяйка квартиры №93, Наталья вызывала слесаря посмотреть, почему протечка в унитазе. Как ей ответили в УК «Серебряный бор», за вызов слесаря плата 100 рублей, а за ремонт – отдельная плата. Пришел молодой парень, почему-то без инструмента. Сказал, что услуга платная, стоит одну тысячу рублей. Наталья схватилась за голову от таких расценок, и тогда парень сжалился: мол, можете сами устранить течь с помощью герметика, который стоит в магазине 100 рублей. Так и сделали.
Предложили в УК жильцам сделать опломбировку водосчетчиков. Услуга стоит 150 рублей, но за вызов мастера надо заплатить сотню. Почему платить за вызов, когда в других районах города слесари приходят бесплатно? Это тоже непонятно людям.
Кто-то из жильцов вызывал электрика. Хотел, чтобы поменяли лампочки в подъезде. Час проходит, никого нет. Диспетчер отвечает: «Подождите, едет к вам электрик, с района Южного». Но почему аж с другого района электрика вызывать надо? Может быть, весь обслуживающий персонал – электрик, слесарь, дворник, плотник, техничка и так далее – у этой компании в аутсорсинге? То есть их нанимают по мере необходимости, а в штате таковых нет?
Подъезды редко моют. Жильцы согласны, чтобы хотя бы раз в месяц убирали. И выгребли, наконец, мусор выше десятого этажа, на техническом лестничном пролете, который там уже полгода валяется. Неужели с тех пор, как побросали здесь окурки рабочие-строители, нельзя было подмести?
Как объяснили жильцам в УК «Серебряный бор», кто же пойдет техничкой окурки подметать на зарплату 11 тысяч? Вы же, мол, видели объявление о приеме на работу уборщиков подъездов, вот и делайте выводы.
III.
И тогда жильцы стали делать то, что им посоветовали в УК. То есть делать выводы, считая расходы и доходы. Свои и управляющей компании, обслуживающей их дом и еще 10 таких же новостроек.
Итак, за двухкомнатные квартиры в 53 кв. метра семья из трех человек платит 2500 рублей, а из четырех – 2700–2800 рублей в месяц.
За содержание и ремонт мест общего пользования семья платит 903 рубля в месяц. Это значит, что, согласно подписанному с жильцами договору, УК обязана производить влажную уборку подъезда выше третьего этажа раз в неделю, подметание снега во дворе – дважды в сутки, а в отсутствие снегопада — раз в сутки, очистку от наледи – раз в сутки, убирать снег от отмостков постоянно, иначе снег начнет таять и в подвалах появится плесень.
А еще жильцы обратили внимание, что содержание офиса УК «Серебряный бор» только один их дом 3а оплачивает в размере 118 тысяч рублей. Это если с каждого дома собрать столь значительные суммы, то что же там за офис такой — с золотом и бриллиантами, что ли? В то же время жильцы одного из домов еле упросили УК закрепить коврик резиновый в подъезде, чтобы на скользком кафельном полу люди не падали при входе в дом.
Непонятно также, сколько в штате УК работающих. На сайте компании указаны только разные замы да помощники директора. А просто исполнители услуг есть в реальности? Между тем фонд оплаты труда основных работников, обслуживающих один только дом 3а, составляет 564 тысячи рублей в год, а дом по пр. Шахтеров, 72, – 2 миллиона 354 тысячи. За такие деньги можно обслуживать новые дома по VIP- программе.
IV.
Пока жильцы производили расчеты на своем стихийном собрании, подошли представители управляющей компании. Начальник отдела по работе с клиентами Елена Тишкова дала понять, что во многих своих проблемах виноваты… сами жильцы. Вот, например, ситуация с лифтом. 28 февраля даже было собрание в доме по этому поводу. Говорили всем, что лифт – конструкция нежная: когда в него садитесь – не удерживайте принудительно, а жмите на кнопку, если не все вошли. А еще все лифты «капризничали» из-за перегруза в период новоселья. Люди же использовали их как грузовые – для подъема мебели и стройматериалов, а лифты только пассажирские.
— А по снегу сами знаете, что творилось нынче, — продолжает Елена Станиславовна. — Мы и сами всей компанией выходили на субботники-воскресники чистить дворы от снега, и дворник работал, и технику пригоняли. Еще и жителей привлекали. Вот из соседнего дома 3б люди вышли с лопатами, а вы – нет. С наледью тоже боремся: вот у вас сейчас под ногами отсев белесый, а не песок. Дворник посыпает отсев раз в сутки.
— А дворник с техничкой существуют?
— Дворника приняли хорошего, — продолжает Тишкова. – И техничка есть, уборка в подъезде согласно тарифу должна быть с 1-го по 3-й этаж ежедневно (влажная), лифта – ежедневно, выше 3-го этажа – раз в месяц должны мыть, раз в неделю – подметать.
— Что людей, убирающих вашу территорию, не видно, – это бред, – поддержал коллегу Николай Климачев, главный инженер УК. – У нас 67 человек в штате, а не одни замы и помощники директора. Никого не привлекаем по аутсорсингу, все — свои. Электриков в штате – 4, слесарей – 5, сварщиков, плотников, штукатуров-маляров по одному. Управленческий персонал в штате – 12 человек, это не так много. Есть аварийно-диспетчерская служба на пр. Шахтеров, 68а. И с района Южного никого не вызываем, чтобы решить ваши проблемы.
— Тогда почему из лифтов спасаем себя сами, почему слесарю надо отдать целое состояние за ремонт? – изумлялись жильцы.
— Вызов слесаря и ремонт при аварийной ситуации – бесплатный. А если что в квартире надо менять в обычном режиме – тогда платите, – опять включилась в разговор Тишкова. – А из застрявшего лифта мы обязаны эвакуировать людей в течение получаса, фактически – за 15 минут.
— Но вашему диспетчеру невозможно доказать, что лифт застрял, у нее на компьютере он работает!
— Куда тратите 900 рублей в месяц на содержание мест общего пользования?
Был ответ, что УК тяжело достается обслуживание современных домов, ведь в них и пожарная сигнализация, и насосы, и водонагреватели, прочие инновации в жилищном строительстве. Блага цивилизации приносят УК не радость, а сплошные затраты. А еще 237 тысяч рублей составляет задолженность по дому по оплате за услуги. Тем не менее с ресурсоснабжающими организациями надо вовремя расчитываться, иначе дом останется без воды и света.
V.
Может быть, жильцы этого дома действительно что-то не понимают, преувеличивают? Объективности ради мы выехали к домам на пр. Шахтеров. Ответы жителей дома №68 нас уже не удивили: те же проблемы с очисткой снега во дворе («ребенка в коляске вывезти невозможно»), со слесарем («подводка к крану на кухне прорвалась, а слесарь будет завтра и за вызов — платите») и другие. Вывод тех, кого мы опросили, таков: в старых пятиэтажках обслуживают жильцов лучше.
Странный, не правда ли, вывод? Но почему в домах принципиально нового качества выстроен даже не старый, а устаревший формат отношений УК с собственниками жилья? Почему представители УК не слышат тех, кого они обслуживают, заняв позицию «глухой обороны»? Что же будет, когда эти дома постареют, и им действительно потребуется серьезное вложение сил и средств на ремонт? Жильцам страшно и представить, что будет тогда.
Елена ЩЕРБАКОВА.