Актуальное

Женская работа

28 февраля 2013 | Ольга Штраус
_7f
_3f
_4f

 

Через неделю все мужчины нашей страны будут поздравлять женщин с «профессиональным» праздником и признаваться в любви.Ну, еще бы они нас не любили! Ведь именно женщины в сегодняшней России создают ее материальное благополучие, обеспечивают комфорт и стабильность.

По данным Росстата, доля женщин среди работающего населения составляет 56%. Соответственно мужчин-работников всего 44. Конечно, тут сказывается и демографический перекос: женщин в России вообще больше (в Сибирском федеральном округе на 1000 мужчин приходится 1126 женщин), а если вычесть из мужского населения весь «неликвид» – зэков да алкоголиков, соотношение будет еще более устрашающим. И все равно перекос в 12% — чересчур.

При этом (внимание!) cредняя заработная плата женщин оставляет примерно 65% от средней заработной платы мужчин. В группе рабочих специальностей – вообще 58%. Выходит, работаем больше – получаем меньше?

На днях поделилась этой возмутительной цифирью с мужем, на что он меланхолично заметил: «Ну, все редкое всегда ценится выше…»

«Для женщины безвыходных ситуаций нет»

И все же, если исключить шутки по этому поводу, приходится признать: мы стремительно движемся в сторону феминизации общества. В том числе и у нас в Кузбассе, регионе вроде бы традиционно «мужском». На днях Кемеровский центр занятости озвучил любопытную цифру: с начала года женщин, зарегистрированных в Кемерове как новые предприниматели, на 7,2% больше, чем мужчин. Кроме того, по официальной общероссийской статистике, уровень безработицы у женщин стабильно ниже уровня безработицы у мужчин – примерно на полтора процентных пункта.

Значит, и впрямь спасать страну в период кризисов способны преимущественно женщины?

Это подтверждает Елена Латышенко, президент муниципального фонда поддержки малого предпринимательства г.Кемерово:

— Для женщины безвыходных ситуаций вообще не существует. Она по природе своей более стрессоустойчива, более ответственна, чем мужчина, а также более гибка, динамична, то есть обладает именно теми свойствами, что востребованы сегодня в бизнесе. Не случайно многие женщины, начавшие свое дело именно и даже вследствие кризиса (например, уволили по сокращению штатов), поднялись как раз тогда, когда все вокруг падало или снижалось.

А кроме того, женщины, как показывает практика, более мужчин способны на нестандартные решения. Вот пример. Елена Собчакова, более десяти лет успешно занимающаяся рекламным бизнесом, в 2009 году оказалась, как и многие рекламщики, в глубоком провале. К тому же ее работники, те, кто монтирует наружную рекламу, возмущались условиями труда: зима выдалась жутко морозная, а специальной удобной и теплой обуви для тех, кто лазит по вышкам и баннерам, в городе не найдешь… Стоп. Вот это «не найдешь» и стало отправной точкой для нового бизнеса Елены. Она занялась производством обуви – дешевой, удобной, качественной и теплой. Короче, стала производить нечто напоминающее модные угги. Постепенно бизнес разросся. Оказалось, он крайне востребован не только монтировщиками – людьми с нестандартной формой ног, пожилыми людьми и т.д.

Поразительную историю рассказала мне Лариса Залоева. Эта женщина, которой сейчас идет 67-й год (!), несколько лет назад занялась… ковкой металла. То есть, понятно, бизнесом по производству кованых изделий (решеток, перил, каминных щипцов и пр.). Сегодня ее фирма выполняет заказы самых престижных заказчиков: гостиница областной администрации, например, Музыкальный театр Кузбасса, коттеджи в Лесной Поляне, здание Кемеровской и Новокузнецкой епархии, модные рестораны.

А началось все… с несчастья. Учитель по образованию (биофак пединститута и музыкальное училище) Лариса Борисовна в начале 90-х вместе с мужем переквалифицировались в фермеров. Надо было кормить четверых детей, да и надежды романтичных постперестроечных лет сулили какие-то перспективы. Они профермерствовали 16 лет, когда она очутилась на больничной койке: ее, стоявшую на остановке, сбила машина. Переломы ног, инвалидность 2-й группы… Когда пришла в себя, выяснилось: муж и дети продают бизнес – типа «куда мы без тебя?» Старший сын решил заняться извозом, для чего решили купить «Газель». Нашли было очень выгодный вариант в Екатеринбурге, но когда приехали туда, обнаружили: надувалово. С горя завернули к племяннику, в Челябинск. А он работал в фирме, которая производит станки для металлической ковки… Короче, с Урала вместо «Газели» мать с сыном привезли свой первый станок для производства ажурных метизделий.

— Вы же понимаете, — говорит Лариса Борисовна, — что сама я за станками не стою: у нас хорошие мастера (их шестеро), кроме того, и почти вся семья — муж, сыновья, дочь — заняты в этом бизнесе. Моя цель – лишь создать необходимые условия для работы, чтобы всем было комфортно, чтоб все было устроено рационально…

Собственно, а разве не в этом и заключается основное женское предназначение? Неважно, в семье или на службе.

Дамское рукоделье как род бизнеса

Никто так, как женщина, не умеет превратить свое хобби в дело, способное приносить прибыль. Пример тому – Галина Чубукова, которая сделала своим бизнесом производство необычных авторских открыток. С бантиками из шелковых ленточек и объемными цветочками-аппликациями, с необычными «секретиками», эксклюзивным дизайном. Постепенно ее фирма стала заниматься оформлением свадеб и прочих торжеств, нестандартной упаковкой подарков, созданием «конфетных» деревьев, кораблей и прочими чудесами.

В сущности, если задумываться, – девушки тут, в фирме Чубуковой, занимаются всего-навсего «оберткой», упаковкой, антуражем. Но на самом деле они занимаются очень важным делом: придумыванием сюрпризов, созданием настроения, атмосферы праздника. Узнав расценки на их услуги, я была поражена: самая «навороченная» свадьба (сундук для денег, подушечка для колец, бокалы для новобрачных, корзинка для лепестков роз, в особом стиле украшенный зал, и прочее и прочее) обойдется всего в 10-15 тысяч рублей. Авторские открытки – от 150 до 500. А ведь каждая из них – настоящее произведение искусства!

При этом зарабатывают девушки неплохо – не меньше 15 тысяч. Мужчин в этой фирме нет: не держатся они тут.

— У нас же постоянно какие-нибудь новации, к тому же клиентам надо многое объяснять, зачастую люди, которые сюда приходят, сами не очень понимают, что они хотят. Хотят одно: «чтобы было красиво и необычно».

Ну, какой мужчина способен такую логику понять?

Тем не менее, Галина уверяет: если бы не муж, который однажды взял и предложил ей сделать из ее хобби бизнес, она бы сама ни за что на такое не решилась. Продали машину, взяли ссуду…

В общем, получается, что для успеха даже очень женского бизнеса все равно нужен мужчина. Хотя бы как объект, как стимул или зеркало, способное отражать «ты на свете всех милее, всех успешней и нужнее».

 

Ольга ШТРАУС.

Фото Федора Баранова.

 

Комментарий

Ольга ЧЕМАНОВА, заместитель руководителя федеральной службы Кемеровостат.

— В Кузбассе, кстати, эта пропорция несколько отличается от российской.

В экономике Кемеровской области занято более 600 тысяч женщин, или 49%работающих. Каждая пятая работает в оптовой и розничной торговле, 16% — в образовании, 13% — в здравоохранении, 10% — в обрабатывающих производствах.

Среди работающих доля женщин, имеющих высшее или среднее профессиональное образование, – 60%, тогда как среди мужчин аналогичный показатель – 40%.

При этом заработная плата мужчин выше женской в среднем в 1,8 раза. Это объясняется тем, что занятость женщин преобладает в низкооплачиваемых отраслях (образование, здравоохранение и пр.).

Кроме того, женщины занимают более низкооплачиваемые должности, чем мужчины. Даже в группах специалистов высшего и среднего уровня квалификации, где явно преобладают женщины (70-73%), они занимают должности, которые по уровню оплаты труда уступают мужчинам (преподаватели, бухгалтеры, специалисты по кадрам, но не первые руководители).

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс