Развод в пользу матери?
![]() |
|
— Ну почему, скажите, в России судебная практика такова, что при разводе супругов практически всегда оставляют детей с матерью? Наверное, потому, что и судьи – женщины, и в органах опеки, инспекциях по делам несовершеннолетних и еще много где – тоже одни женщины! И такие жесткие гендерные объединения, спаянные модным лозунгом: «Все мужики – сво…», оставляют этих самых мужиков-отцов по сути без права на отцовство…
Суть дела
Такое мнение неоднократно приходилось слышать от мужчин, обращавшихся в редакцию после развода. Они убедительно пытались доказать хотя бы нам, журналистам, что у мужчин тоже есть чувства к детям и есть прописанное Конституцией РФ право оставаться отцами в любых ситуациях. Однако отстоять свои права отцовства очень сложно.
И вот на этот раз за отцов вступилась женщина. Она – бабушка девочки Танюшки, из-за которой между ее сыном Володей и теперь уже бывшей снохой Оксаной идет не просто суд – настоящая война.
Четверо судей районного суда с 2010 года пытаются рассудить, с кем же Танюшке будет лучше: с папой или мамой. За это время собрано четыре тома документов с той и другой стороны, опрошены десятки свидетелей, проведена судебно-психиатрическая экспертиза…Вердикт всех судей: оставить девочку с мамой.
— Разве можно такой мамаше доверять девочку?- говорит бабушка. — Она дважды кодировалась от алкоголизма в наркологии! А расстройство психики доказано медэкспертизой. На меня однажды напала: очки разбила, палец прокусила. И как я сына убеждала: не женись! Но он, наивный парень, не послушал и вляпался.
Мы пообещали пострадавшей стороне съездить в район и разобраться в ситуации. При этом нас предупредили быть… осторожней. Мол, мать Танюшки уже была судима в связи с нанесением тяжких телесных повреждений бывшему мужу. Якобы она натравила на Володю мужиков, те избили его палками.
С одной стороны
До обеда искать Володю надо на его рабочем месте – в школе. Это он специально на полдня работу нашел, чтобы вторую половину дочке посвятить. У него высшее образование и внушающий доверие внешний вид. Высокий мужчина в очках, с приятными манерами и мягким бархатным баритоном. Такие обычно не пьют, не курят и с детства во всем слушаются маму. Как же такой правильный человек мог выбрать себе неправильную жену? Может, любовь зла?
Володя смотрит на меня с непониманием. О какой любви речь? Просто приехал он из Омска в деревню поухаживать за своей приболевшей бабушкой, а тут деревенские девчонки познакомиться захотели. Одна из них, Оксана, недолго думая предложила сразу жить вместе. Прикинул: в 29 лет кого-то искать, а эта девчонка моложе на 10 лет, не избалованная жизнью, сама предложила ужин приготовить. Ну и пусть готовит дальше.
Поначалу был счастлив. Но после родов молодая жена пропадать стала. День-два ее нет. Однажды вернулся домой с работы, на стук в дверь никто не открыл. Выставил окно и залез в дом. Смотрит – дочь грудная в доме, а мамаши нет. К вечеру приползла, пьяная.
Потом стала пропадать уже с подросшим ребенком. И возвращаться в том же виде. Володя возил жену кодироваться в Кемерово к наркологу. Но помогало кодирование лишь временно. Наконец, сказал: «Хочешь гулять – иди, только дочь оставь дома». А через три года и вовсе подал на развод.
Пока шел развод, решил самостоятельно поделить имущество поровну с супругой. Чтобы выплатить ей половину денег за дом, взял кредит. И 90 тысяч рублей жене отдал. За эти деньги можно было купить небольшой домик или снять квартиру года на два. Но жена даже за полгода не заплатила хозяину съемного жилья – все промотала. Да еще взяла кредит – на дорогую мебель. До сих пор все банковские бумаги с требованием долга приходят по месту прописки, то есть к Володе. Даже описывать имущество хотят. Пришлось ехать в коллекторское агентство по поводу ее задолженности.
Но самое главное – дочь. Ушла Оксана со словами: «Ребенка я тебе не отдам». И слово держит: настраивает девочку против отца, не дает увидеть даже. А ведь он, отец, оборудовал для девочки комнату в доме: там качели, турник, игрушки. Ему советуют: отступи, Володя, не добьешься ты ничего. А он все равно в школу ходит, чтоб хотя бы увидеть дочку.
У него все есть для воспитания восьмилетней малышки: дом, постоянная работа, трезвый образ жизни, чувства. У мамаши – ничего. Так считает сторона, которая пытается высудить у матери ребенка в пользу отца.
С другой стороны
Оксану нам посоветовали искать в школе: мол, она приедет забирать девочку после занятий. Но в школу в тот день Танюшка не пришла: заболела гриппом. Учительница девочки сказала нам, что мама звонила, предупредила. Эта же учительница помогла связаться и с Оксаной – по телефону. В трубке сначала послышался смех, потом женщина довольно приветливо поздоровалась: «Это ж надо, уже и газету мой бывший привлек к делу! Приезжайте, конечно, поговорим».
Работает Оксана в магазине. На бандитку с большой дороги явно не похожа. Ей сейчас под тридцать, но выглядит моложе. Располагает к себе Оксана с первого взгляда. Наверное, своей открытостью, чувством юмора. Хотя когда начала вспоминать свою жизнь с правильным будто бы Володей, ей стало явно не до шуток.
Любила ли она его? Ну как же такого не полюбить?! Гитара, цветы, дорогое вино – все как в кино увидела вдруг деревенская девочка. Правда, бабушка предостерегала: «Ты зачем такого большого выбрала?» «А чтоб на руках носил», — смеялась счастливая Оксана. «Вот посмотришь, он не носить, а бить будет, такой большой и злой»… Впервые муж поднял руку, когда беременная ходила. Оксана – срочно в больницу с кровотечением на сроке пять месяцев. Спасибо, выкидыша не случилось.
По мнению Оксаны, Володя всем хорош, но – тиран. Чтобы все было только по его понятиям. Утром ребенок просит причесать и сделать ей хвостик. «Нет, будут косички, а не хвостик!» — категорично заявляет папа. Стоит сделать желанный хвостик – папа срывает резинки-бантики и требует плести косички. Орет, бъет жену. Ребенок – в рев. Бесконечные ссоры по мелочам сначала довели до депрессии Оксану, потом вызвали желание бежать из-под этой, на первый взгляд, надежной крыши над головой.
Сейчас у нее не съемное жилье, а свое: купила домик, правда, неблагоустроенный и небольшой, но фортепиано для Танюшки вместилось. Спасибо, помогла деньгами мама. Есть и работа постоянная: в этом магазине с мая прошлого года, а раньше в другом трудилась. Заработка хватает Оксане заплатить за питание дочери в школе 400 рублей, за музыкалку 500.
— И по рукам я не пошла после развода, как полагают бывший муж и свекровь, — опять улыбается Оксана. — Три месяца жили мы с дочерью одни. Какие мужчины? Мы не знали, как спастись от депрессии! На те деньги, что оставил нам от дележки дома муж, поехали в Кемерово – покататься на каруселях в парке, сходить в цирк, Танюшку одеть. Да, промотала я деньги – их было тысячи 43, кажется. Но тогда об этом не думалось. Нам нужна была какая-то отдушина. Надо было собраться с силами.
Силы нашлись. Вскоре появился и мужчина. Вот уж три года Оксана с ним. Если бы Володя не заглядывал в окна, проходя мимо их с гражданским мужем дома, то не досталось бы тогда ему от нового мужа и его зашедших на огонек друзей. А так действительно «разобрались по-мужски». Но участников драки Володя простил, а на нее, Оксану, подал в суд.
Ярлык психопатки тоже приклеен к Оксане поспешно. В медзаключении психолога совсем не то написано, как истолковывает бывшая свекровь женщины. «Признаки смешанного расстройства личности», то есть эмоционально-волевая неустойчивость в сочетании с ранимостью, обидчивостью и демонстративностью, а также импульсивной активностью. Однако все это, подчеркивает психолог, не оказывает влияния на способность выполнять материнские обязанности.
Жизненный вердикт
Любопытно, что у супругов на каждую претензию друг к другу свое вполне логичное объяснение заготовлено. Но это еще не так удивляет. А вот когда читаешь материалы судебного заседания, складывается ощущение, что даже посторонние люди – свидетели — пойдут друг на друга стенка на стенку: настолько горячо спорят они в своих показаниях. Так, 11 свидетелей уверяют, что Оксана злоупотребляет спиртным, но заключение медэкспертов и показания других свидетелей убеждают в обратном. И на другие вопросы – об отношении Оксаны к работе, к дочери и. т. п. — ответы были крайне противоречивыми. Дошло до того, что одного из опрошенных уличили во лжи: первый раз крайне отрицательно характеризовал мать ребенка, а второй раз вообще не мог вспомнить, о ком идет речь.
Спрашивал психолог о разном и маленькую Танюшку – в отсутствие родителей, конечно. Опрос многое прояснил.
Короче, судебное дело об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей вылилось по сути в дело о… разводе двух еще не ставших чужими людей. Это лишь формально развод между супругами состоялся – бумажный. А психологический развод неизвестно когда закончится.
А вот когда настоящий развод состоится, отпадет сам вопрос, на чьей территории проживать Танюшке. И встанет вопрос более здравый: что каждый из родителей девочки сможет дать ребенку в воспитании, образовании, обеспечении?
К сожалению, у нас нет специалистов, способных избавить некоторые пары от психологической зависимости друг от друга. Суд эту проблему решить не в силах.
Елена ЩЕРБАКОВА.
(По этическим причинам имена героев изменены).
Рисунок Андрея Горшкова