Актуальное

Зимний рацион косуль и прочих неженок

6 февраля 2013 | Газета «Кузбасс»

Уже не первую зиму подряд в Кузбассе на территориях общедоступных охотничьих угодий и заказников регионального значения ведутся запланированные биотехнические мероприятия.
На этот зимний сезон департаментом охраны объектов животного мира Кемеровской области заготовлено вдоволь «провианта» для подкормки диких животных: сена – 100 тонн, овса – 28,4 тонны, соли – 12,5 тонны, веников – 1500 штук. В этом году корреспондент «Кузбасса» вместе со специалистами отправился кормить животных в Гурьевский район.

По снегу,по белому снегу
Если ты не хищник, то угроза для жизни тебя подстерегает со всех сторон. Это и собственно твои соседи-хищники, и люди с охотничьим азартом в глазах, и бродячие собаки. И даже природа сама…
Нынешней зимой снежный покров в Кузбассе лег очень рано. Пока он был рыхлый, косуля ещё могла передвигаться и находить себе пропитание, но когда в декабре начались морозы, образовался наст; потом он подтаял, но опять начались морозы и образовался такой каток, что по нему копытные животные передвигаться практически не могут. И разрыть его, чтобы полакомиться прошлогодней травой, тоже.
— Проблема ещё и в том, что второй год очень сухое лето, нет дождей, — объясняет Владимир Логунов, государственный инспектор департамента охраны объектов животного мира по Гурьевскому району. — Под снегом прошлогодней травы практически нигде нет. Вот и нечем косуле питаться. А куда-то в поля из леса ходить ей по такому насту очень трудно. Уже после первого большого снега было принято решение, что нужно подкармливать животных. Я первый развоз кормов делал ещё в декабре. Вот как раз, как только первые морозы начались, первую телегу сена развезли. Всего у меня заготовлено на этот сезон полторы тонны зерна, две тонны сена, две тонны соли. Это уже сейчас есть. Департамент выделил средства, совхоз «Горскинский» по моей заявке заготавливал сено. Кормов хватит до самой весны. Так что с декабря дороги бьем – снегоходами, тракторами, чтобы косулям было легче ходить, особенно по этому насту, раскидываем сено по дорогам…
Охотничьи угодья Гурьевского района — 155 тысяч гектаров. Плюс ещё Владимир Юрьевич исполняет обязанности инспектора Горскинского заказника – это значит, под его «опекой» ещё 10 с половиной тысяч гектаров. Весь Салаирский кряж. И на сегодняшний день 80 процентов косуль в Гурьевском районе обитают именно в этом заказнике. А вообще среднее количество косули по району колеблется по годам в пределах от 130 до 180 голов.
— По осени её здесь вообще много, — уверяет Логунов. — Сейчас немного меньше, потому что она скапливается там, где меньше наста — на той стороне гор. Там нет снежного покрова, горы голые, но и пища там бедная – влаги в траве мало, соли мало. Так что косуля все равно спускается сюда, где заветрие, здесь она идет на кормежку. Именно оттуда мы для косуль дороги бьем. Сегодня она подходит совсем близко к деревням — идет к человеку, от нас помощи просит. Кстати, в этом году отмечено, что у нас лосиная активность была большая, лоси даже заходили в заказник. Сейчас это редко бывает. Хотя раньше лось всегда в заказнике стоял, иной раз даже и не уходил. Когда алтайскую дорогу сделали, миграцию очень сильно остановили. Но в этом году даже и лось у нас был.

Покатушки с летальным исходом
Как и все инспекторы, Владимир Юрьевич сетует уже не столько на браконьеров, сколько на снегоходчиков. Вот он путик сделал, а тут дачи кругом, и всем отдыхающим охота покататься на снегоходах. В степь ехать никому не хочется, а вот так, чтобы сосеночки кругом, скотинку посмотреть…
— И – по моему путику. Кому я расскажу, что этот путик не для покатушников, а для спасения животных? У нас вообще-то есть постановление администрации Кемеровской области, что на территории заказника езда на снегоходах и квадроциклах запрещена. Но вопрос сразу: «Почему лесникам можно, а мне нельзя?» Мало того, что пугают косулю, так ещё случаи бывают, что снегоходом бьют её.
Вот буквально вчера до глубокой ночи разбирался. Сбили косулю, ещё за собой протащили несколько метров, потом горло перерезали и в кусты спрятали. Останавливаем их, они говорят: «Мы катаемся просто, вы что?» Сейчас косуля у меня в вещдоке лежит, вся разворочена, шея перепилена. И все прекрасно знают, откуда эти бойцы, оперативная группа Ленинск-Кузнецкого района их дома ждет, а толку что? И таких случаев два-три за сезон бывает.

Гордые лоси и сопливые лисы
Горскинский заказник был организован в 1986 году — изначально для того, чтобы сохранить здесь глухаря. Тогда здесь спелого сосняка – традиционного места обитания этой птицы — было очень много, а в бору снег всегда мельче по глубине и никогда не настится, всегда рыхлый. Этим он привлекал косулю, и она всегда приходила сюда на зимовку. Условия у неё здесь были прекрасные. Поэтому на сегодняшний день мало кто другой может похвалиться таким количеством и косуль, и глухаря. Все-таки сохранили. А вообще, по учетным данным прошлого года, в Гурьевском районе порядка 1200-1600 зайцев, 20 рысей, 120 лосей, 176 косуль.
— А еще есть у нас в лесу полторы сотни лис, — говорит Логунов. — Мы понимаем, что это источник бешенства, и очень аккуратно лису считаем, занимаемся мониторингом. Если какие-нибудь сопливые лисы заходят в деревню и ведут себя неадекватно — отстреливаем, сдаем на анализы. Чтобы бешенства не было.
Сейчас Владимир Юрьевич вместе с нами везет очередную порцию сена, чтобы раскидать его по проторенным им ранее дорогам. Но одно дело – стационарные кормушки со свежими вениками и солью по всей территории охотничьих угодий и заказника (и для косуль, и для зайцев), другое – ненавязчивое такое предложение полакомиться сеном, не отходя от маршрута следования. Логунов замечает телегу, груженную сеном, подлетает на снегоходе к везущим это добро мужикам, о чем-то быстро переговаривается. Возвращается и объясняет:
— Строго-настрого запрещаю жителям окружающих деревень таскать подкормку для животных. А как им удержаться, если охапки сена по лесу раскиданы? Такой вот соблазн. Вот у нас все солонцы – стационарные. Понятно, человек думает: «Чего же не взять эту соль?» Он её взял и выгреб у меня. Я смотрю — ну не может под крышей в этой кормушке соль так быстро исчезнуть! Причем в отдаленных кормушках она, понятно, так быстро не исчезает.
В общем, русская ментальность есть русская ментальность. Сколько благих намерений разбилось об эту стену… Но тырить соль у зайцев?! Граждане, дорогие, имейте совесть!

Тем не менее…
Владимир Юрьевич, тем не менее, утверждает, что именно благодаря подкормке и в прошлом году, и уже в нынешнем с его суровыми условиями падежа косуль в охотничьих угодьях не было — ни одной головы.
— В основном у нас были задраны косули дикими собаками, которые сбиваются в стаи. Населенный пункт рядом, бродячих собак очень много, по этому насту собаки прекрасно бегают, хорошо себя чувствуют и занимаются охотой. В прошлом году мы отстреляли 30 таких бродячих собак, и в этом году — уже одиннадцать…

Евгения РАЙНЕШ.
Фото автора.
Гурьевский район.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс