Актуальное

Читатель

11 января 2013 | Ольга Штраус

Взрослым о детях

Иэн МАКЬЮЭН.«Мечтатель»(пер. с англ. В. Голышева),М.: Эксмо; Спб: Домино,2012 г. – 144 с.

Британский писатель Иэн Макьюэн относится к числу тех, чьи произведения всегда стараюсь прочитывать. «Мечтатель» — редкий случай, когда взрослый автор взялся за детскую книжку. Знай я это, возможно, и не соблазнилась бы этим сборником новелл. Но не жалею. Иногда препарирование истории детских (точнее – подростковых) переживаний помогает открыть нечто важное в себе самой.
«Мечтатель» — серия рассказов о мальчике Питере, который живет в доме вместе с младшей сестрой Кэт, мамой-папой и иногда наезжающими в гости родственниками. Питер – фантазер и созерцатель, отчего порой производит впечатление туповатого и рассеянного тугодума. Но именно в эти моменты в его голове рождаются волшебные сюжеты, зачастую помогающие превозмочь все неприятности реальной действительности.
Например, сюжет про то, как его душа поменялась местами с душой противного младенца Кеннета, над которым без устали сюсюкают все домашние и который, по справедливому, в общем-то, мнению Питера, занял слишком много места в их семье.
Или прекрасная и жутковатая история о «плохой кукле» — на самом деле история взаимоотношения старшего брата и младшей сестры с ее девчачьими и «слишком детскими» увлечениями, история достижения понимания и сочувствия.
Любопытно, как неоднозначно автор трактует варианты Питеровых побед. Таких новелл в книге несколько – про кота, про ссору с Барри (грозой всей школы и бесстрашным задирой). Питер сумел «опустить» его – остроумно и бескровно. Но общее ликование мальчишек (всегда так сладко наблюдать слезы поверженного тирана!) переворачивает что-то в душе Питера. Ему впервые становится жалко Барри – несчастного в сущности пацана, утверждавшегося в жизни одним известным ему способом: нападай первым, будь дерзким. И их примирение, и начавшаяся затем дружба многое проясняют в этом всегдашнем перевертыше победитель-побежденный.
Отличный перевод (тонкий, точный, высокохудожественный), а также та составляющая, которую сам автор назвал «книга для взрослых о ребенке, написанная понятным детям языком», делают «Мечтателя» произведением столь же поучительным, сколь и приятным в чтении. Не удивлюсь, если со временем он войдет в классику детской литературы.

После черты

Ирина ЯСИНА.«История болезни».М.: Астрель,CORPUS, 2012.272 с.

Ирина Ясина – известный экономист, общественная деятельница и дочь ректора Высшей школы экономики Евгения Ясина.
Книга ее мемуаров – вещь в российской литературе довольно редкая. Потому что рассказывает о сюжете небанальном: в 36 лет женщина, чья карьера начиналась блистательно, как у большинства представителей «золотой молодежи» (в 22 – пресс-секретарь в Центробанке, муж – второе лицо в этом же банке, отец – ключевой министр в правительстве), начинает становиться неизлечимым инвалидом. Именно так: начинает становиться. Диагноз – рассеянный склероз – коварная болезнь. Почти незаметная поначалу, она достаточно скоро приковывает человека к коляске, лишает способности совершать простейшие движения. Возможны и умственные нарушения.
У книги Ирины Ясиной есть подзаголовок: «В попытках быть счастливой». И эта фраза точно отражает настрой и общий пафос книги.
Собственно все мемуары посвящены одному десятилетию авторской жизни – с 2000-го по 2010 год. (Дальше в книге имеются еще дневники последних двух лет, но они мало что добавляют тексту. Скорее дают понять то, что я, например, поняла и без этого: мемуары читать гораздо интереснее, чем дневниковые записи. Видимо, память сама, как строгий редактор, фиксирует в голове самые точные и важные наблюдения).
Но вернемся к тексту. Мемуары Ясиной, будучи впервые опубликованы в журнале «Знамя», вполне заслуженно получили премию журнала. Они действительно трогают искренностью и неожиданностью сюжетных поворотов, а также тем, КАК об этом рассказано.
Начать с того, что вполне образованная, казалось бы, Ясина (диплом МГУ с отличием), заболев, обнаружила свою полную медицинскую безграмотность. И довольно долго даже бравировала ею. Например, обследования у врачей и их тревожные прогнозы воспринимала не иначе как «денег с меня содрать побольше хотят». Диагноз долго старалась скрывать даже от близких людей (ну как же! Ведь иметь его – так негламурно!).
Откровением для нее стали слова Рубена Гальего: «Чем скорее ты признаешь себя инвалидом, тем легче станет жить». Видимо, тут, как и у алкоголиков, путь к «исцелению» начинается с признания правды о самом себе.
Интересно следить, какие возможности находит инвалид-колясочник в нашей стране для реализации своих амбиций (социальных, профессиональных, творческих). Особенно – на таком уровне, к которому привыкла Ирина Ясина.
Интересна ее история взаимоотношений с Ходорковским (ее работа в семинаре «Открытая Россия», ее правозащитная деятельность, ее отнюдь не всегда восторженные чувства к МБ).
И особенно интересна история ее замужеств. Об этой стороне, о жизни чувств, Ирина Ясина пишет, деликатно балансируя на грани откровенности и целомудрия. С первым мужем, отцом дочери, она разошлась фактически еще до того, как заболела всерьез. Со вторым сыграла свадьбу, уже будучи инвалидом.
Самое любопытное: она развелась и с ним! И вовсе не из-за прогрессирующего заболевания. А от того, от чего разводятся все: не сошлись характерами. Самое удивительное и страшное в этой истории: оставленный муж, вполне здоровый и отнюдь не старый человек, умер спустя полгода после их развода. Поистине человек предполагает, а бог располагает… Словом, очень поучительная книга.
Ольга ШТРАУС.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс