Кто полюбит Родину
5 августа 2010 | Газета «Кузбасс»
Любая встреча премьер-министра Владимира Путина с металлургами и угольщиками, непосредственно сталеварами и горняками или их хозяевами-акционерами в последние два года из чисто отраслевой новости становится поводом для рассуждения на вечную тему: «Кто и как должен Родину любить». Вот и последнее совещание главы правительства с главами российских металлургических компаний в конце июля в Челябинске – из этой же серии. Заявления на совещании были не такие яркие,как в 2008 году, но ожидать от них нашим меткомбинатам, а с ними и угольным компаниям, придется новых поворотов патриотической риторики.
Напомню. Летом 2008 года, когда о грядущем мировом кризисе говорили только самые смелые, да и то шепотом, накануне Дня металлурга Владимир Путин несколькими словами обрушил позиции угольно-металлургической компании «Мечел». Обещание премьера «послать доктора» к главе «Мечела» Игорю Зюзину тиражировалось так же массово, как в свое время «мочить в сортире» боевиков. Формальный повод для «врачебной» темы – отсутствие Зюзина на совещании из-за болезни. По существу же речь шла о «врачевании» цен на уголь. Не кузбасского, правда: междуреченскую компанию «Южный Кузбасс», принадлежащую «Мечелу», тогда не упоминали. Под прицел премьера попал якутский уголь «Мечела», который иностранным потребителям обходился дешевле, чем российским. Отечественные металлурги, собственно, до совещания и пожаловались на дороговизну в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), которая собрала массу доказательств «непатриотической» позиции «Мечела». Владимир Путин их просто озвучил. По-своему. Обрушился, впрочем, тогда не только «Мечел». Акции многих компаний после его заявлений подешевели.
…Прошло два года. В них уложились и более 1 млрд. рублей штрафов угольщиков заплаченных за ценовую политику (пришлось раскошелиться, кстати, не только «Мечелу», но и «Распадской», и «ЕвразХолдингу»), и кризис, когда уже государство спасало меткомбинаты и угольные компании госгарантиями по кредитам и другими антикризисными мерами. За это время сами собой отпали долгосрочные контракты угольщиков с металлургами, на заключении которых так настаивало летом 2008 года государство. Ну, кто будет их придерживаться, если цены на угольный концентрат для доменных печей падали каждый месяц, да к тому же самого угля меткомбинатам требовалось уже гораздо меньше, чем раньше.
Этим летом власти уже констатировали выправление ситуации в металлургии и угольной промышленности. Местами металлурги достигли докризисного уровня производства, потянув за собой угольщиков, а кое-где даже есть рост по сравнению с рекордами 2008 года. Запускаются новые агрегаты (Путин свой визит в Челябинск начал именно с нажатия пусковых кнопок на двух новых производствах), реанимируются замороженные на кризис инвестпроекты. И на таком фоне вновь звучат слова о «любви к Родине». Премьер-министр в Челябинске вспомнил о долгосрочных контрактах. То есть о некой стабильности цен на уголь и металл внутри России. А глава ФАС Игорь Артемьев так вообще раскрыл тайну «следствия».
Несколько месяцев назад ФАС возбудила дела в отношении «Распадской угольной компании», «ЕвразХолдинга» и «Северстали» по признакам необоснованного установления цен на угольный концентрат российским и иностранным потребителям. Проанализировав рынок угля в I квартале этого года, ФАС обнаружила, что «местным» потребителям уголь обходится дороже, чем зарубежным. Аналогичные претензии у ФАС и к металлургам. И хотя расследования еще не закончены, в Челябинске Артемьев так и сказал: металлурги «абсолютно безобразно относятся к потребителям». По его мнению, во многом такое поведение – от пресловутых офшоров и трансфертных цен. Схема известная: «пропустить» через «свой» офшор уголь или металл по ценам, значительно ниже рыночных, а потом продать сырье по мировым ценам. Если, считает Артемьев, навести здесь «порядок», то и налоги повышать не пришлось бы. Известно ведь, что офшор и трансфертные («для своих») цены ведут к недоплате налогов.
Примечательно, что и глава ФАС, и премьер-министр оградили на этот раз «Мечел» от претензий, сообщив, что компания «исправилась» и теперь выстраивает «правильные отношения с потребителями». Гадайте сами, кто теперь попадет под прицел. И чем для них все закончится. Я лишь могу помочь в «гадании».
Если про металлургов, то, по неофициальным данным, поставщики металла на российские автомобильные, вагоностроительные заводы, железную дорогу умерили свои аппетиты – цены начали снижаться. Что же до угольщиков, а нам в Кузбассе, они, естественно, роднее, то с ними все сложнее. После аварии на «Распадской» предсказывать цены на коксующийся уголь никто не берется, как и заключать долгосрочные контракты. А вопрос с выплатой налогов становится все острее: и так от остановки «Распадской» бюджеты, по оценкам обладминистрации, недосчитаются более 1,5 млрд. рублей. А тут еще надо разбираться, трансфертные цены у угольных компаний или нет. Причем смысла в этих разбирательствах мало. Нет на них запрета. Может, будет когда-то, а пока «любить Родину» наши угольщики, видимо, будут через налоги.
На прошлой неделе, озвучивая параметры федерального бюджета-2011, Владимир Путин объявил приоритетами пенсии, социальные выплаты, обновление объектов социальной сферы и инновационные разработки. Причем денег на все это запланировано больше, чем в нынешнем году. Премьер ответил и на вопрос, откуда возьмутся дополнительные деньги. От налоговых поступлений. «Мы не считаем разумным идти по пути фронтального повышения налогов. Однако в тех секторах экономики, где в течение длительного времени сохраняются низкие ставки налогов, где налицо благоприятная конъюнктура мировых цен, считаем возможным скорректировать фискальную нагрузку в сторону увеличения», – сказал премьер-министр. Та самая благоприятная конъюнктура наблюдается сейчас не только у нефтяников (об их налогах вообще разговор особый), но и у тех же угольщиков. О пересмотре ставок налога на добычу полезных ископаемых уже ведется речь в правительстве.
05.08.2010 в 16:21
Это называется «ручное управление».
При этом за один руль держатся двое в Кремле и один в регионе.
Ну что поехали….?
По Крылову это называлось «лебедь, рак и щука».
Ответить