На неугольной горе
Прокопьевский Тырган – мой родной район. Там родилась, окончила школу. Эта гора ветров (так часто переводят «тырган» с тюркского, правда, ударение в слове в этом случае на последний слог) свободна от запасов угля, потому детство здесь было относительно светлым, не считая дыма котельных.
Чистыми были и предприятия этого района – фарфоровый завод, швейная и табачная фабрики. Построили их в свое время для шахтерских жен. Решили проблему женской занятости, да к тому же облегчили им жизнь, приблизив производство к дому, ведь Тырган уже давно главный район города. Тут строится жилье, соцобъекты и все, что нужно горожанам, – торговые комплексы, развлекательные и пр. заведения.
Как выяснилось на днях, такой статус Тыргана будет только крепнуть. Уже в рамках зоны экономического благоприятствования.
Напомню. Вот уже два года в Кузбассе действует новый механизм стимулирования инвестиций – зоны экономического благоприятствования (ЗЭБ). Это действительно зона. В Ленинске-Кузнецком, Юрге и Таштаголе, где были созданы первые три ЗЭБ, есть специальная территория, на которой размещаются различные компании. Им предоставляются различные налоговые льготы и другие послабления в обмен на серьезные инвестиции. По данным заместителя губернатора по экономике и региональному развитию Дмитрия Исламова, сейчас проекты, которые реализуют резиденты ЗЭБ, оцениваются в 7,5 млрд рублей. В числе проектов – переработка автомобильных шин, производство различных стройматериалов, строительство гостиниц, кафе, оздоровительного центра. Реализуются они не семимильными шагами, но все же заметно быстрее, чем те, что стартовали в обычных условиях. Все потому, что в ЗЭБ с инвесторами в хорошем смысле «возятся» власти. «Кузбассу» известен случай, когда в принципе один из проектов резидента вряд ли вообще мог продвинуться, если бы не активная помощь властей.
На недавнем заседании совета по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе, правда, были призывы к руководителям территорий активней привлекать инвесторов в ЗЭБы. Но тут, как говорится, лишний раз напомнить не грех. Гораздо показательней одобрение советом плана по созданию ЗЭБ на Тыргане в Прокопьевске. Особо при этом подчеркивалось, что Прокопьевск представил к реализации в режиме зоны новые проекты. Это первый ответ на вопрос, почему собственно Прокопьевск, который единственный из всех желающих создать у себя ЗЭБ территорий получил «добро» (остальные до итогового заседания совета не дошли).
Второй аргумент в пользу Прокопьевска, а точнее именно Тыргана, — подготовленная площадка для зоны. Прокопьевск, если помните, был включен в федеральную программу развития моногородов. Средства федерального, областного и местного бюджетов вкладывались не только в поддержку малого и среднего предпринимательства, строительство жилья, но и в создание инфраструктуры для промышленных предприятий. В Ленинске-Кузнецком это была дорога до промзоны, ремонт котельной, в Таштаголе – строительство линии электропередачи, в Прокопьевске построены коллектор, водопровод, дорога, реконструирована подстанция, питающая электроэнергией производства на Тыргане. Когда чуть больше года назад специальная комиссия проверяла эффективность расходования федеральных денег, всем было что показать. В Прокопьевске на месте пустыря появился вагоноремонтный завод, неподалеку было построено предприятие по выпуску стройматериалов. Но главное, как говорят местные чиновники, был сделан задел на будущее.
Что нужно для нового производства от внешней «среды»? Место и инженерная инфраструктура. Это теперь есть. Что будет? Вторая очередь вагоноремонтного завода (идея была озвучена больше года назад, но теперь актуализирована по объему инвестиций и мощностям), сборочное производство «БелАЗов» (оно запущено в другом районе Прокопьевска на базе действующего завода, но большой новый цех решено строить на Тыргане), литейное производство (его намерено реализовать небольшое предприятие, которое несколько лет назад вышло из стен местного шарикоподшипникового завода), выпуск мебели (в городе есть несколько вполне приличных производителей).
Объем инвестиций по всем этим направлениям уже зашкаливает за 1 млрд рублей. Дальше? Все будет зависеть от расторопности местных властей. А про них в Кузбассе принято говорить, как о креативных (одни идеи городских скульптур чего стоят) и гостеприимных по отношению к иногороднему бизнесу. Не стану вспоминать про большой бизнес, приходивший в Прокопьевск за углем. Не об угле сегодня речь. Но вот последний пример. Через несколько дней все на том же Тыргане откроется большой магазин питерской системы «Лента». Пока в Кемерове и Новокузнецке думали, пускать эту торговую систему в город или нет, пока выбирали место, прокопьевские власти записывали себе в актив работу с иногородним инвестором. И не стоит здесь поминать торговлю недобрым словом. Спросите обычных людей! Они вам ответят, что хотят покупать что-то новое, ходить в хорошие и недорогие магазины. И это при избытке торговых площадей во многих городах области.
Но вернемся к зонам, вернее, к взаимодействию властей и бизнеса. Похоже на то, что областная администрация изобрела своего рода инвестиционный конвейер для территорий. Его ключевые звенья — программа развития моногородов и ЗЭБы. Уже составлен новый список претендентов на поддержку моногородов: Юрга, Анжеро-Судженск и Киселевск. В первом случае зона экономического благоприятствования уже сформировала пул инвесторов с проектами развития производства стройматериалов. Теперь, если город получит федеральные деньги на строительство инфраструктуры, появится недостающее звено не только для бизнеса, но и для обычных людей. Город примет новых военных. Значит, нужно будет дополнительное жилье и работа. С Анжеро-Судженском и Киселевском все тоже объяснимо. Эти старые угольные города постепенно освобождаются от шахт и ищут им замену.
Получится ли у региона вновь заручиться поддержкой федерального центра, гадать не берусь. В первый раз Кузбасс был единственным регионом с тремя моногородами. И по законам жанра снаряд не должен упасть в ту же воронку с такой же силой. Но чем черт не шутит. В качестве же аргументов «за» него будут результаты уже освоенных в Кузбассе денег. А они выше, чем можно было предполагать. Главный показатель здесь даже не полнота освоенных денег, а уход от монопрофильности, от зависимости от большой промышленности. В Прокопьевске, кстати, этот показатель, по данным местных властей, в 2010 году составлял 74,9%, а в этом году уже 65,3%. Тоже еще много. Но вы попробуйте переложить это на угольный город с самыми неэффективными шахтами в отрасли, давно озвученной на самом высоком уровне идеей закрытия ряда угольных предприятий и с небольшими налоговыми возможностями. Понятия о темпах роста и снижения в таком контексте сразу меняют чисто статистическое значение. Потому, пусть хоть зоны, хоть открытые площадки создаются, лишь бы не в минус.
Татьяна ДУМЕНКО.