Соцсети:
Актуальное

Мимо леса

23 июня 2010 | Газета «Кузбасс»
Как считать потери от кризиса? Можно закрытыми производствами, уволенными работниками. А можно – нереализованными проектами. Власти четырех кузбасских районов – Мариинского, Тисульского, Тяжинского и Чебулинского – сейчас вынуждены менять свои планы развития лесозаготовки. А в Мариинске приходится «забыть»
о строительстве крупного лесоперерабатывающего комбината. Причина таких перемен – уход из кузбасского леса компании «Сибирский лес», чуть более двух лет назад получившей в аренду самый большой за всю историю Кузбасса
лесной участок. На развитие лесозаготовки и строительство комбината фирме в кризис не удалось найти инвестиции. Теперь, как и прежде, в ответе за лес в этих районах – местные власти и мелкие предприниматели.

От чего ушли…
До появления «Сибирского леса» заготовкой древесины в Мариинском районе занимались 20 заготовителей. Их совокупный объем рубок не превышал 100 тыс. кубометров в год. Практически все они имели (и имеют до сих пор) «мини-производства»: столярки, сушилки, пилорамы. Говорить об их доходах сложно. Лес в районе неоднородный по своей структуре, в большей степени преобладают лиственные насаждения, из них 72% – осина, а хвойная часть наполовину – пихта. По словам директора территориального отдела Мариинского лесничества Владимира Примака, в большинстве своем дерево внутри гнилое – сказывается болотистость местности. Потому товар шел в основном на внутренний рынок и в переработку. Да и сам лесной рынок, как и сельскохозяйственный, непредсказуем. Вероятно тот, кто более удачлив, имел сравнительно неплохие доходы.
Крупное производство по переработке древесины в Мариинске уже давно кануло в Лету, оставив от бывшего лесокомбината руины и воспоминания. Ностальгию вызывает уцелевший лесотехнический техникум, готовящий кадры для лесоперерабатывающей промышленности. Поэтому весть о том, что город вернет себе былую славу лесного производства, многих вдохновила. И суть самого проекта заключалась в том, чтобы организовать полный цикл по заготовке и переработке древесины, вплоть до древесных отходов. Завод, который намеревался строить «Сибирский лес», был рассчитан на выпуск пиломатериалов, плит ДСП и OSB (ориентированно-стружечная плита), должен был задействовать ни много ни мало полторы тысячи человек – 6% трудоспособного населения города.
«Сибирский лес» был дочерним предприятием ООО ИФК «Красная звезда». Эта ярославская компания, собственно, и намеревалась привлечь на строительство комбината, который требовал большой территории для лесозаготовки, огромные средства – свыше 200 млн. евро. Такой масштаб проекта позволил «Сиблесу» претендовать на долгосрочную аренду (такое право Лесной кодекс дает именно крупным инвесторам). И в мае 2008 года компания стала победителем аукциона на право аренды участка площадью 775 тыс. 153 гектара в Мариинском, Тисульском, Чебулинском и Тяжинском  районах сроком на 49 лет.  Ежегодный объем заготовки на участке должен был составить  более 1 млн. кубометров. Планировалось, что примерно половину этого объема составит древесина из мариинского леса – 457,6 тыс. кубометров…
Но вот прошло 2 года, и, как выяснилось, «Сибирский лес» не смог «потянуть» даже арендную плату за участок – чуть более 21 млн. рублей в год.

День насущный
Как рассказал «Кузбассу» гендиректор «Сиблеса» Решад Мустафин, «Красная звезда» во время кризиса не смогла найти инвестиции на реализацию проекта и вышла из состава учредителей компании. Главным финансовым источником были средства, которые получал «Сиблес» от местных заготовителей: сама компания заготовкой не занималась, но пустила на свои участки мелкие компании по договору подряда. Решад Мустафин уверяет, что проблем с платежами не было, но их не хватало на выполнение арендных обязательств.
По информации департамента лесного комплекса Кемеровской области, платежи не поступали даже после предоставленной отсрочки до августа 2009 года. В связи с этим департамент вынужден был даже обратиться в арбитраж с требованием о выплате долгов. Но дело все же закончилось не судебным решением, а добровольным согласием компании на расторжение договора аренды, о чем заключено специальное соглашение. Сейчас документ проходит регистрационные процедуры в органах юстиции.
…Пока суд да дело, местные лесозаготовители «повисли» между небом и землей. Права зайти в лес они не имеют. Теперь им нужно самим участвовать в аукционах на право пользования необходимыми им участками.
– Спасает то, что сейчас лето, в этот период из-за болотистой местности мы рубку не ведем, – рассказывает один из заготовителей в Мариинском районе, не пожелавший назвать свое имя. – Сейчас мы перерабатываем то, что заготовили зимой. Спрос на древесину есть всегда, но не сказать, что большой. К уровню 2008 года идет спад. Мой лес за границу не идет, в основном Новосибирск забирает. В советские времена на нашей территории было 3 леспромхоза, заготавливали 700 тыс. кубометров в год. Сейчас мы все вместе еле до 100 тысяч дотягиваем. Конечно, нам выгоднее было работать напрямую с департаментом, арендная плата составляла 100 рублей за куб, а с приходом «Сибирского леса» – от 150 до 200 рублей. Понятно, что это себестоимость продукции. Мы как-то с подозрением на все это смотрели. Думали, кредит возьмут и разбегутся. Почему? Да потому, что брали все подряд. Ведь участки разные, и не на всех есть леса, пригодные для заготовки древесины, а они все кучей сгребли. Теперь ждем. Как будет, так будет, что-нибудь все равно решится.
Предприниматель Николай Новиков из Тяжинского района тоже работал на участке «Сиблеса» зимой. Но из-за сильных нынешних холодов заготовил меньше, чем планировал. А сейчас лес, по его словам, «хорошо у него идет», срубы из цилиндрованного леса особенно. Поэтому уже через месяц-полтора Новикову может потребоваться «пойти» в лес на заготовку. Вот и выясняет он сейчас, как это все оформить.

Если тише,
то дальше?

В департаменте лесного комплекса говорят, что особых сложностей с законным заходом в лес у мелкого бизнеса быть не должно. Если объем заготовки небольшой, то участок может быть предоставлен по конкурсу на короткий срок. А в том же Мариинском лесничестве, куда сегодня предприниматели обращаются с просьбой дать им в аренду участки на более длительный срок, отвечают так:
– Юстиция должна выдать документ (соглашение о досрочном расторжении договора аренды с «Сиблесом». – Авт.), – объясняет Владимир Примак. – Тогда будем формировать участки под аренду. Чтобы расчетная лесосека была не меньше 5 тыс. кубометров в год, этот объем будет заготавливать предприниматель. Нужно, чтобы было компактно, потому что, когда мы ему лес передадим, он станет его охранять и за ним ухаживать. Но прежде мы формируем участки, потом документы отправляем в департамент. Там они проходят экспедицию и после этого выставляются на аукцион. А кто купит – неизвестно. Мы даже если под человека готовим участок, то не обязательно, что ему достанется. Это конкурс. Потом они должны заказать проект освоения данного участка. Его делают только специализированные организации. Минимальный срок аренды 10 лет. Сегодня, помимо наших заготовителей, ею интересуется строящийся в Анжеро-Судженске фанерный комбинат. От них здесь занимаются два человека, ищут себе участки. Подбирают такие, где больше березы, потому что для фанеры нужна береза.
К теперь уже бывшему арендатору «Сибирскому лесу» у местного лесничества есть своя претензия. Не убраны лесосеки. Несмотря на штрафы, которые, к слову сказать, компания платила исправно, так называемые «порубочные остатки» теперь останутся в лесу навсегда.
Что же касается деревообрабатывающего комбината, то, как пояснил Решад Мустафин, «Сиблес» не оставляет планы по строительству такого производства, может быть, и масштабами поменьше. Идут поиски новых инвесторов. А по информации администрации Мариинского района, сегодня рассматриваются предложения более мелких инвесторов, например, четырех предприятий, образующих Сусловскую лесопромышленную площадку. Проект, который пока еще прозвучал на словах, предусматривает реализацию строительства завода по производству фибролитовых плит (стройматериала из древесных отходов и цемента). Планируется создать порядка 120 рабочих мест. Однако ни кто является этим инвестором, ни какую-либо другую подробную информацию администрация предоставить отказалась, сославшись на то, что слишком много обещаний было с первым проектом. Пока все на стадии предложений, требующих анализа…

Кемерово-Мариинск.

Татьяна ДУМЕНКО, Наталья СВИРИДОВА.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс