Просто так не выбросишь
В стране введен утилизационный сбор, который должны теперь оплачивать владельцы автомобилей, произведенных в России или ввезенных в страну после 1 сентября 2012 года. Это касается как граждан, ввозящих автомобили, так и компании, импортирующие машины.
Если этот сбор не будет оплачен, то на автомобиль не выдадут паспорт транспортного средства (ПТС), а значит, не поставят и на учет в ГИБДД. Утилизационный сбор, а по сути, новый налог, за некоторым исключением, придется платить за любые колесные транспортные средства.
Для кого?
— Он распространяется на новые и подержанные автомобили всех категорий. Его должны будут платить импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Пометка об уплате будет вноситься в паспорт транспортного средства, — рассказывает специалист по связям с общественностью Кемеровской таможни Владимир Манагаров. — Рассчитывать размер сбора и юридические, и физические лица будут самостоятельно на основе предложенных ставок и коэффициентов согласно постановлению Правительства РФ от 30.08.2012 №870. На таможнях будут вывешены информационные табло с указанием ставок и коэффициентов к ним. Эту же информацию можно будет узнать на сайте ФТС России.
Кстати, владелец автомобиля может оплатить сбор сразу на границе либо позже в любом банке. Надо помнить, что паспорт транспортного средства он получит только после уплаты утилизационного сбора. Доходы от этого налога идут в федеральный бюджет, из которого затем выделяются средства на компенсацию расходов по утилизации машин.
Для граждан — дешевле
Для граждан, ввозящих легковые автомобили для личного пользования, размер утилизационного сбора составит 2 — 3 тысячи рублей. Т.е. здесь сумма сбора не привязана к классу машины и объему двигателя (за новую надо будет заплатить 2 тысячи рублей, за машину старше трех лет —
3 тысячи). Для компаний ситуация иная. Чем мощнее двигатель и старше автомобиль, тем выше коэффициент. В целом здесь разброс может колебаться от 17 до 700 тысяч рублей за один автомобиль.
К примеру, утилизационный сбор на новый легковой автомобиль с объемом двигателя от 1000 до 2000 кубических сантиметров составит 26,8 тысячи рублей, а на поддержанный автомобиль с движком этой же категории — уже 165,2 тысячи рублей… Следовательно, вывод простой: легче ввозить в Россию новые автомобили, чем поддержанные…
В связи с такой разницей не случайно некоторые эксперты полагают, что это повлечет за собой рост цен на автомобили. Правда, незначительный. После вступления страны в ВТО с 23 августа были снижены пошлины на импорт автомобилей. И далее постепенно в течение нескольких лет они будут продолжать плавно снижаться.
Введением специального сбора государство просто обеспечило не только экологическую безопасность при утилизации авто, но и попыталось возместить ущерб бюджету в связи со снижением пошлин. В целом арифметика должна остаться на прежнем уровне: в одном месте убавилось, в другом — прибавилось.
Пока все тихо
В некоторых автосалонах, куда мы позвонили, цены пока что прежние. Но там не исключают, что в скором времени они могут вырасти. На официальном сайте компании ООО «Тойота Мотор» уже появилось сообщение об изменении рекомендованных розничных цен на некоторые автомобили модельного ряда с 1 сентября 2012 года. «Данная мера связана с введением в Российской Федерации с
1 сентября 2012 года утилизационного сбора в отношении автомобилей, импортируемых в страну». В дилерском центре в Кемерове нам подтвердили, что уже получили от изготовителя подтверждение об увеличении стоимости. Правда, расценки пока не пришли, поэтому цены еще прежние.
В целом перед введением сбора ажиотажного спроса на автомобили не наблюдалось. К примеру, в автоцентре «Дюк и К» ряд моделей отечественных авто был нарасхват. Но только потому, что по акции на них были скидки. Почти не изменились цены на подержанные автомобили.
— В основном они остались прежними как на автомобильном рынке в Кемерове, так и на специализированных сайтах по продаже машин, которые я в последнее время внимательно просматриваю,— говорит водитель со стажем Павел Романов, который как раз подумывает о смене автомобиля. — Правда, на некоторые модели цены даже стали ниже. На другие — чуть-чуть повысились. Это сезонный рост. К примеру, перед зимой в это время года зачастую растут цены на машины с полным приводом. Потому что они более устойчивы на дорогах. Может, потом и будут изменения. Слишком мало времени прошло еще после нововведения.
Исключения
Федеральным законом от уплаты этого налога освобождены беженцы, вынужденные переселенцы, дипломатические представительства, консульские учреждения, владельцы ретроавтомобилей (которым исполнилось 30 и более лет), а также владельцы машин, ввозимых с территории Калининградской области до
1 апреля 2016 года. Эта же льгота коснется производителей, добровольно обязавшихся обеспечить безопасную утилизацию. В том числе льготный ввоз распространится на машины, ввезенные с территории стран-членов Таможенного союза — Белоруссии и Казахстана. Но при условии, что они также возьмут на себя обязательства по утилизации машин и войдут в специальный реестр Минпромторга. Кстати, именно на эти страны приходится 90% всех ввозимых в Кузбасс автомобилей (это примерно тысяча машин из 1320 авто, ввезенных за 8 месяцев этого года из-за границы).
Внимание!
Таким образом, теперь при покупке автомобиля следует, в первую очередь, обращать внимание на наличие ПТС и, если он выдан после 1 сентября, — на наличие в нем отметок об уплате утилизационного сбора или о том, что производитель добровольно принял на себя обязательства по утилизации автомобиля. Иначе это дополнительно придется оплачивать самому покупателю.
Оксана ПАНАРИНА
для справки
Для получения более полной информации можно обратиться за бесплатной консультацией в правовой отдел Кемеровской таможни по телефонам: (3842) 36-14-34, 34-94-68 или по адресу: г. Кемерово, ул. Сарыгина, 36.
Реквизиты для уплаты с 1 сентября 2012 года утилизационного сбора:
Банк получателя — ОПЕРУ-1 Банка России, г. Москва 701, БИК 044501002, счет №40101810800000002901, получатель — Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН 7730176610, КПП 773001001, ОКАТО 45268595000.