Актуальное

А вместо рая – судные дни?!

31 августа 2012 | Галина Бабанакова

Прямо из больничной палаты позвонил мне председатель областного Союза «Чернобыль» Виктор Григорьевич Бородкин. Я уже была наслышана, что полковнику (вот уж поистине настоящему!) Бородкину сделали сложнейшую операцию: до сих пор «аукаются» последствия ликвидации аварии на атомной электростанции. Но председатель сразу предупредил, что вопрос у него не личного характера, а всего областного Союза «Чернобыль». Видно, действительно важный и острый вопрос, если заставил забыть человека о своей боли… Еще из-за двери палаты №18 я услышала голос Виктора Григорьевича: – Да, ждем решения областного суда… И вообще удивительно, что наша земля кому-то помешала…

I. – От областного департамента лесного комплекса мы получили в аренду на 49 лет участок федеральной формы собственности площадью два гектара, – взволнованно стал рассказывать Виктор Григорьевич. – Место прямо-таки благодатное, райское. Это район дачных Журавлей, близ Томи. Все узаконено, все подтверждено договором с департаментом. Известие о том, что чернобыльцы имеют теперь свое место под кузбасским солнцем, было принято буквально «на ура» и под аплодисменты. Ведь не раз говорили об этом на своих встречах по случаю очередной (печальной) годовщины после взрыва на Чернобыльской АЭС. Хотелось, чтобы чернобыльцы могли почаще собираться просто отдохнуть семьями, с детьми, внуками. Их ведь, как солдат Победы, тоже с каждым годом становится все меньше и меньше. А памятников все больше и больше. Но мы думали, конечно, не о грустном, когда не только строили планы на этом поистине райском месте, но и начали строить кафе… А вот о нем, позвольте, я скажу подробнее…
Но довольно-таки обстоятельно Виктор Григорьевич рассказал мне не столько о кафе, сколько о «Петровиче». Так сегодня называется место отдыха с горячими шашлыками и обедами на арендованной чернобыльцами земле. «Петрович» – отчество, переведенное с армянского языка на русский. Предпринимателя, владеющего постройками на земле, зовут Петрос Петросович Никогосян. И к чернобыльцам он имеет самое прямое отношение. После взрыва на восстановлении реактора был полгода (!). А всего на атомных электростанциях, на самых ответственных и опасных местах, отработал двадцать лет! Всех наград Петроса Петросовича не перечислить. За Чернобыль награжден орденом Мужества.
Этим орденом Петрос Петросович мог вполне быть награжден и сегодня. Ведь это тоже мужество – не пасть духом, получив после Чернобыля вторую группу инвалидности. Но как и председатель областного Союза «Чернобыль» Виктор Бородкин, так и Петрос Никогосян ни дня не сидели на своей инвалидности. Оба трудятся. И не столько на свое благо, сколько для того, чтобы поддержать других. И морально, и материально.
У наших чернобыльцев два подшефных детских дома. Один в Осинниках, а другой – в Яшкинском районе. Главный спонсор-благотворитель – Петрос Петросович. Не забыты и дети, внуки чернобыльцев. 1 июня (День защиты детей) самыми дорогими и желанными гостями летних павильонов «У Петровича» стали дети. Приехали с родителями, бабушками и дедушками. Никто не был лишним. Каждому ребенку Петрос Петросович вручил конверт. А в нем лежала тысячерублевая купюра.
Один мальчик не поверил своим глазам. Подошел к Петросу Петросовичу, спросил с придыханием:
– А это настоящая тысяча?
– Конечно, настоящая. Пусть на нее тебе купят то, что сам захочешь. Но это для тебя.
А детдомовским ребятишкам дарятся уже более солидные подарки.
Опять же благодаря меценатству Петроса Петросовича руководители Союза «Чернобыль» имеют возможность провести какое-то мероприятие с чаепитием и для взрослых. Кому-то помочь с оплатой путевки, покупкой чего-то дорогостоящего. Виктор Григорьевич показывает мне отчетные документы (он не расставался с ними и в палате), где часто значится фамилия П.П. Никогосян. И суммы денег, которые тот передал безвозмездно. А это 100000 рублей, еще 100000, еще 125000…

II. Понятно, что эти деньги предприниматель Никогосян не рисует, а зарабатывает. И другим дает заработать. Сейчас в его летнем лесном кафе трудятся несколько человек. И несколько – на строительстве нового двухэтажного кафе. Здесь Петрос Петросович собирается создать для своих собратьев по Чернобылю (а также их семей, внуков) целую индустрию отдыха. А еще и комнаты здоровья: кабинеты с новейшей медицинской техникой. А еще бассейн, а еще… Как говорится, планов было громадье на эту зону отдыха.
Проектом здания занимались специалисты «Кузбассжилстроя» под руководством Александра Ефремова. Человека с большим опытом, безупречного профессионала. Именно ему было поставлено условие спроектировать здание временного типа с эксплуатационным сроком не более 50 лет. Напомним, что срок аренды данного участка 49 лет. Потому и строения на нем должны носить временный характер, а не на века.
Все было выполнено, как заказано. А уже по проекту из цилиндрованного бруса с разборными коммуникациями возведено двухэтажное здание. Примерно в ста метрах от дороги. То есть никакой аварийной ситуации для движения машин, останавливающихся у этого здания, не создается. Теперь бы поскорее завершить строительство двухэтажного здания (временное строение не должно быть выше) и приступать к той самой райской программе, но…
– Начиная с прошлого года мы стали подвергаться постоянным проверкам прокуратурой Рудничного района, – говорил мне Виктор Григорьевич в палате № 18. Я убедительно просила его не волноваться, но он, махнув рукой, произнес:
– Я ведь к очередному суду готовлюсь. После решения Рудничного суда признать строящееся здание капитальным мы подали кассационную жалобу в областной. Теперь готовимся к нему. А первый суд, когда опять же прокуратура Рудничного района подвергла сомнению законность пользования участком, мы выиграли. Иск о том, что здание кафе якобы капитальное, рассматривалось уже вторым судом. Процесс затянулся аж на полгода. А в результате – решение суда в пользу истцов (Рудничная прокуратура).
Но, как пишут чернобыльцы в своем обращении в областную администрацию, они, конечно же, будут реализовывать свое право на обжалование этого решения во всех вышестоящих инстанциях. Ведь участок им дан на законных основаниях. И здание кафе возведено как временное.
В этом же обращении есть вот такие строки: «Чем вызвана травля Союза «Чернобыль»? Ведь каких только проверок за эти годы не было (стройнадзор, технадзор, пожарный, потребнадзор, участковый, даже ГИБДД с проверкой приезжала). При просьбе зафиксировать результаты проверок в журнале контроля практически всегда следовал отказ. Устных претензий не было. А проверяющим мы не препятствовали, так как были уверены в законности своих действий».

III. Петрос Петросович Никогосян, тот самый Петрович, с которым я встретилась уже на арендованном участке, и сейчас уверен, что он – законопослушный человек, не нарушал, да и не нарушит ни одной буквы закона. Вспоминает слова нашего президента Владимира Путина и премьера Дмитрия Медведева о том, чтобы меньше всяких препон ставили малому бизнесу. Но президент с премьером и далеко, и высоко. Как им пожаловаться? А хотелось бы.
– Я ведь действительно думал построить кусочек рая на кузбасской земле, – вполне искренне, без всякого пафоса говорит Петрос Петросович. Он и его семья уже считают себя кузбассовцами. Здесь выросли дети Никогосяна, здесь подрастают и внуки. Но не только о них печется бывший атомщик Петрос Петросович. Так хочется ему (и председателю Бородкину), чтобы чернобыльцы не ходили «с шапкой по кругу», прося каких-то денег на благотворительные акции.
– Мы можем зарабатывать сами. И сами помогать! – примерно то же, что говорит мне сейчас Петрос Петросович, слышала я и от Виктора Григорьевича. У них, чернобыльцев, оставивших свое здоровье в Чернобыле, своя, особая гордость. И свое достоинство, конечно!
– Я не буду ждать решения суда. В любом случае к 1 сентября я поеду в один из своих детских домов с подарками, – рассуждает вслух Петрос Петросович.
Сейчас мы стоим как раз в том месте, где он собирался построить мини-футбольное поле. А вон там – волейбольную площадку… Но уже сегодня участок, отведенный нашим чернобыльцам на законных основаниях, ухожен, облагорожен, украшен симпатичными беседками, летними павильонами. Здесь даже танцплощадка есть. А вечером загораются фонари. И такой от них синий свет, что вода в Томи тоже кажется синей-синей…
Представляю, как весело бывает здесь в дни приезда чернобыльцев. И было бы еще веселее в любое время года, когда кафе с комнатами отдыха были бы сданы «под ключ». Но в ожидании очередного суда настроение у всех как перед грозой. Что принесет чернобыльцам очередной судный день?
– Разве мы могли думать, что нас будут «выдавливать» с арендованной земли?! – вновь с волнением говорит Виктор Григорьевич Бородкин.
Ему бы, конечно, сейчас полную реабилитацию после перенесенной операции. Ему бы отдых и покой. Но кто же, как не он, настоящий полковник (а их бывших не бывает), заступится за своих чернобыльцев? Тех самых, кто в 1986 году шагнул на чернобыльское пожарище, как на поле боя. Выходит, что и сейчас они воюют за свои права, за ту землю, которую хотят на 49 лет сделать раем. Для всех.
Галина БАБАНАКОВА
НА СНИМКАХ: здесь Петрос Петросович хотел устроить рай земной… а приходится наглядно демонстрировать, что новое кафе – сооружение временное.

Фото автора.
Кемерово.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс