Под знаками Марса и Венеры
Как уже сообщал «Кузбасс», в Топкинском районе прошел 24-й областной конкурс техников по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных.
Специалисты уверяют, что одна из ключевых фигур в судьбе животноводства, его настоящем и будущем, – именно техник-осеменатор…
Победители в лицах
Все семнадцать участниц конкурса ранее стали лучшими в своих районах. Два года назад, на 23-м конкурсе, «женственность» профессии была разбавлена одним мужчиной, нынче исключений не было. Конкурсантки оценивались по десятку критериев, в том числе по результатам практической работы; ведению и состоянию учета и отчетности; умению подготовить рабочее место, оттаять сперму, хранящуюся при температуре минус 196 градусов, и оценить ее под микроскопом; способности ректально обследовать животное, подготовить его к осеменению и так далее.
Удивительно, но первые два места заняли самые молодые участницы: Наталья Неруш из СХА «Ленинский путь» Промышленновского района и Татьяна Главатских из ООО «СХО «Заречье» (Кемеровский район). Наталья в профессии четыре года, Татьяна – два. Но, как сформулировал «Кузбассу» главный судья соревнований и по совместительству заместитель начальника департамента сельского хозяйства по животноводству Анатолий Диганов: «Если у человека выход телят 95-100 процентов, это талант! Значит, он чувствует животное. Настоящий талант, реально!» А талант, как известно, зависит не от возраста, хоть с годами и может развиваться…
Подробности о победительнице: 26 лет, потомственный осеменатор, начинала дояркой, в профессии – «потому что интересно. Выявлять коров, осеменять, видеть, что у тебя это получилось. А потом теленочек родится – как это не интересно?! А вылечить коровку нужно?!» Разведена, сыну шестой год, дочери год и два месяца. Рожала практически на бегу: в декрет пошла в восемь с половиной месяцев, вернулась через три месяца… С материнского капитала сама рассчиталась по ипотеке, шустро гоняет на «семерке»: без нее, уверяет, не справиться, не успеть. Потому что:
— Бывает, приходится в четыре вставать. Встаю, дою, еду на своей машине, нигде не сижу, чаи не пью, иной раз даже ночами приходится сидеть с бумагами… Да, и свое хозяйство. Мы на конкурсе, а одна корова девять дней переходила. Может, уже и отелилась, пока я тут… Рассчитываю три коровы иметь. Свиней выращиваю, бычков откармливаю и телочку, гусей, кроликов…
В «Ленинском пути» шефствует над тремя сотнями коров, отзывается о них уважительно, с пониманием:
— Мои коровы быков не видели: у нас нет быков-пробников. Мы для них – быки. Иной раз к себе в базу заходишь, корова, если в охоте, увидит тебя и начинает мычать, оглядываться – сразу поведение другое. И сразу все понятно, хоть она и корова… Ты с ней как с ребенком, чуть ли не взасос целуешься…
Замуж не собирается, говорит, какие-то они ненадежные, мужики. А тех, что приличные да хорошие, «еще щенками растаскали»…
Второй, повторюсь, стала Татьяна Главатских. Женщина молодая, уверенная, яркая, на два месяца моложе Натальи. После подведения итогов отвечала кому-то по телефону: «Неудача… Только второе место…» Подумал: здорово это, когда молодость не только нахальна, но и талантлива, ведь на районных соревнованиях Татьяна смогла обойти не кого-нибудь, а Елену Голошумову из СПК «Береговой», победительницу двух предыдущих областных конкурсов!
На вопрос, случайно ли попала в профессию, отвечала:
— Нет, мне это нравится. И сельское хозяйство нравится. Я человек сельский, родилась в деревне и прожила в деревне… Училась в педагогическом колледже – не мое. Пошла в сельское хозяйство – поняла: мне это нравится, мне это по душе. Сначала – дояркой, потом отучилась и начала работать осеменатором…
На вопрос, какой у нее получается выход телят – есть такой показатель у них, осеменаторов, бойко дернула плечом:
— Да уж выше областного!
Мужчины и женщины
С Василием Моториным, старшим судьей конкурса и генеральным директором ООО «Кемеровоплем», мы говорили о профессии.
— В животноводстве это первое лицо, — уверял он. — От техника по искусственному осеменению зависят все результаты в молочном животноводстве. Без него не сможет работать никто – ни бригадир, ни зоотехник, ни доярка, ни скотник. От генетики в результате зависит процентов 60. Даже если будем иметь корма хорошего качества в нужном количестве, даже с избытком, будем доить 3-3,5 тысячи килограммов молока, выше не поднимешь без семени хороших быков. Если заниматься естественной случкой, то даже при хороших показателях производителей не получим хорошего результата. Во-первых, можем разнести заразные заболевания, в частности, лейкоз, бруцеллез. Во-вторых, улучшать генетику можно только лучшим… Так что от техника по искусственному осеменению зависят и здоровье животных, и генетический потенциал. В области перешагнули четырехтысячный рубеж, поднимать надои только кормами уже не получится. Надо заниматься генетикой…
Спросил, хорошо ли, когда молодые могут не только противостоять сильным да опытным соперницам, но и побеждать. Моторин радовался:
— Есть такие молодые девчата, которые работают по два года! Как с чистого листа! У них есть интерес к работе, стимул, они делают, как обучали, у них нет устаревших стереотипов, их не надо переучивать!
— Василий Сергеевич, а кто выбирает эту профессию за рубежом?
— Там в животноводстве в основном работают мужчины. Женщины, конечно, там такую работу не производят, это ведь грубый физический труд… Да и мужчина по своей сущности – самец, он и должен воздействовать даже своими… флюидами, что ли, на животное. Корова ведь тоже чувствует, понимает, кто он…
— Но, — не соглашался я, — женщина тоже за жизнь, она по природе мать, она тоже понимает?
— Конечно, она понимает, но мужчина – самец! Результаты у техников-осеменаторов очень хорошие!
В конце концов «сторговались» на том, что мужики, может, и более талантливы, но обязательность, аккуратность, тщательность – более типичны для «слабого» пола…
Проблема в цифрах
Искусственное осеменение как метод массового улучшения качества сельскохозяйственных животных среди специалистов считается самым крупным открытием в области животноводства после приручения и одомашнивания животных. Ученые и практики уверены, что сегодня без этого метода не решить задач улучшения генетики животных, повышения удойности, предотвращения заболеваний животных и оздоровления стада.
В советские времена в Кузбассе действовало около тысячи пунктов искусственного осеменения. Два года назад звучала цифра 248. Сегодня, по данным департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности, в общественном секторе остались 134 пункта, в частном – 23. В двух районах – Ленинск-Кузнецком и Тяжинском – пунктов искусственного осеменения для частников нет вообще.
О дефиците кадров говорят цифры: на пунктах по искусственному осеменению в общественном секторе работают всего 123 оператора. Охват искусственным осеменением в общественном секторе на 1 июля 2012 года составлял 82 процента, по частному сектору (там, где есть пункты) – 9 процентов.
Коротко
Профессия накладывает отпечаток: «мужское» и «женское» начала на конкурсе то и дело вылезали в самых неожиданных местах и в самых странных проявлениях – в названиях заданий; в разговорах; на одном из флагов, реявших над конкурсом: на нем странным образом соединились бык, копье и щит Марса и зеркало Венеры; даже припевчиком к песне, исполняемой вживую:
«…кобели, мол, кобели»…
Когда занимаешься воспроизводством, приходится определяться, кто ты, какой ты. Если таланта нет – уже через год будет видно, что четверть коров проходила «вхолостую», зря переводила корма, зря работали механизаторы, скотники, зря считали потенциальную прибыль экономисты…
Ответственность – трудная ноша. Может, это одна из причин, что в России осеменатор – профессия женская…
НА СНИМКАХ: награду Наталье Неруш вручает заместитель губернатора по агропромышленному комплексу Валерий Шабанов; старший судья конкурса Василий Моторин; Татьяна Главатских – самая молодая из участниц конкурса; фото на память.
Игорь АЛЕХИН
Фото автора.
Топкинский район.