Судьба ручной работы
О том, что сегодня в стране наблюдается явный перекос в сторону высшего образования, а рабочих рук не хватает, говорят на всех уровнях. Мол, всю армию новоиспеченных экономистов и юристов пристроить по специальности невозможно, а вот если бы те же молодые люди получили рабочие профессии, они бы обязательно трудоустроились. Насколько такие предположения близки к реальности?
И еще конкретней: насколько сейчас кузбассовцы мотивированы на получение рабочих специальностей?
Александр ТИТОВ, выпускник школы 2012 года, абитуриент:
– В безвыходной ситуации я, наверное, мог бы стать водителем или еще кем-нибудь. Если, например, набрал бы мало баллов по ЕГЭ или у родителей не было бы возможности меня учить. А вообще я подал документы в Томский государственный архитектурно-строительный университет (ТГАСУ) и в КузГТУ. Изначально ориентировался на получение высшего образования. Прежде чем решить, кем буду и какой выбрать вуз, я внимательно изучил рынок труда в Интернете. Из вакансий, выставленных на сайтах, сделал вывод: работодатель предъявляет определенные требования, в числе которых и высшее образование. Сегодня особенно востребованы инженерные специальности. Потому я собираюсь получить профессию инженера-механика строительно-дорожных машин. Сегодня такие специалисты нужны, думаю, что и через пять лет в них переизбытка не будет. Но знаю: даже когда получу высшее образование, придется начинать с низов, осваивать профессию с закручивания гаек. Зато есть возможность карьерного роста, повышения зарплаты, следовательно, обеспечения своей семьи. А вот горнорабочим точно не буду. Зачем рисковать жизнью каждый день, спускаясь в забой? Да и металлургам слишком мало платят. Во всяком случае, те деньги, которые заявлены в Интернете для сталеваров, ничтожно малы для такой профессии. Так что я б в рабочие в тех условиях, что сейчас нахожусь, точно бы не пошел. С высшим образованием в рабочие возьмут, а вот из рабочих без высшего образования путь к повышению закрыт.
Сергей Петрович ЗВОНКОВ,
пенсионер, Новокузнецк:
– У меня внучка через год школу заканчивает. Сложный вопрос, что выбрать для ребенка: высшее образование или среднее специальное. Те, кто с высшим образованием, сегодня тоже никому не нужны. Государство устранилось от руководства народным хозяйством, практически все производство находится в частных руках. Владелец предприятия, как правило, непрофессионал и потому занимается только личным обогащением. Производством руководят топ-менеджеры, которым дела до подготовки кадров нет. Даже молодому специалисту с высшим образованием хорошо устроиться на работу можно только благодаря связям. А человеку рабочей профессии и того сложнее. В угольной промышленности у нас потогонная система. Спрос на сталеваров тоже не так уж и велик. В остальных отраслях – либо нищенская зарплата, либо гастарбайтеры. Или ужасные условия труда. И повсюду — абсолютная незащищенность рабочего со стороны государства. Вот и выбирай! Так что своей внучке советовать рабочую профессию ни за что не буду, что бы там об их прелестях ни писали газеты и ни вещало телевидение. Сама она стремится стать врачом. Но все знакомые нам доктора, словно сговорившись, говорят, чтоб и не думала совать свою голову в медицину. Тем более что зарплата у начинающего врача – шесть-восемь тысяч… Или вот говорят, что учителей у нас не хватает. А в нашем городе есть пединститут. Но мать у нее учительница, и, насмотревшись на то, в какие условия сегодня поставлен учитель, в педагоги она ни за какие коврижки идти не желает. Значит, путь в юристы? Так их и так переизбыток. Есть хорошая рабочая женская профессия – швея. Но! По статистике, одна из самых низкооплачиваемых. И изменений не предвидится. Кому нужны швеи, если мы одеваемся в китайские тряпки? В общем, придумать профессию, востребованную на рынке труда, я даже не могу. Разве что официантка или торговка на рынке. Но это ж не профессии! Так что если говорить в принципе, я за высшее образование. Оно никому не помешает. Человек, получивший его, развивает свой интеллект, значит, он может и что-то другое освоить, то есть у него будет больше возможностей реализоваться в жизни.
Иван ПОПОВ,
директор Кемеровского горного техникума:
– Во-первых, распределение профессий никто не отменял. Пирамида как существовала, так и осталась: верх – руководящее звено, средняя треть – специалисты среднего профессионального образования, нижний сектор – те самые работяги. Любое предприятие любого сектора экономики реально будет работать именно при таком раскладе. Если вы посмотрите, кто работает, к примеру, на шахте «Первомайская», то вы увидите, что там в основном выпускники нашего техникума. Да и вообще, уже три года подряд руководители угольных предприятий приезжают в наш техникум агитировать выпускников работать на шахтах и разрезах. Так что наши ребята стопроцентно трудоустраиваются. Больше скажу, их берут гораздо охотнее, чем тех, кто окончил вузы. Почему? К среднеспециальному образованию мы даем выпускнику еще и две, а то и три рабочих профессии. Да и практический навык к окончанию техникума они получают гораздо больший. Конечно, работодателю выгоднее взять нашего выпускника, нежели того, кто знает только теорию. Это я о парнях говорил. Но и девочки после окончания нашего учебного заведения тоже все трудоустраиваются. Специалисты по документационному обеспечению управления, архивисты в поисках работы не засиживаются. А вот удовлетворены ли они своей зарплатой? Не знаю. Это личное дело.
Надежда ТИТОВА, Ленинск-Кузнецкий район:
– Я по образованию техник-технолог макаронного, кондитерского и хлебопекарного производства. После окончания пищевого техникума смогла устроиться только рядовым хлебопеком, поскольку вакансий техников-технологов не было. Работа пекаря очень тяжелая: все время на ногах, ночные смены, постоянный жар от печей, приходилось и мешки с мукой перетаскивать женщинам, потому что в цехе не было мешкоподъемников. Через четыре месяца работы заработала себе аллергию на мучную пыль, сорвала живот. Зачем мне, молодой девчонке, было дожидаться, когда ко всему прочему я заработаю себе еще и варикозное расширение вен? Уволилась. Сейчас работаю парикмахером. Не намного лучше. Тоже весь день на ногах, тоже аллергия, но на волос. Да что говорить?! Труд рабочего тяжелый. Это вам не в офисе с ручкой сидеть.
Сергей Алексеевич, старший кочегар, Промышленновский район:
– Я доволен тем, что меня уважают, что умею делать то, чего другие не могут. Что конкретно? Устранить любую неполадку в котельной, сам могу сделать обмуровку котлов. Вот и завтра снова на работу вызывают, хоть я и в отпуске. Ни одного винтика без меня закрутить не могут. Приятно, конечно, осознавать свою уникальность. А вот зарплатой, конечно, недоволен. Сами посудите: на семь тысяч рублей можно прокормить семью? Так что, если б не калымы, давно уже бы с этого предприятия ушел туда, где платят больше. Но уйти некуда.
Ольга БИТКИНА
Фото Федора Баранова
непридуманная история
ИЗ СЛЕСАРЯ В ИНЖЕНЕРЫ
Александру Баталову, инженеру отдела эксплуатации ОАО «Транссибнефть», 25 лет. Со своим «красным» дипломом Сибирской автомобильно-дорожной академии пришел устраиваться в компанию 4 года назад. В дипломе – «Сервис и эксплуатация транспортных и технологических машин нефтегазодобычи». Инженер. Его взяли и три месяца учили на… слесаря по ремонту технологического оборудования.
Сейчас Александр не жалеет, что целый год был «на передовой». Говорит, что без такого опыта ему было бы тяжелее сейчас. Но стремился, уверяет, всегда быть инженером. Кем, собственно, и стал. Во-первых, «сработало» высшее образование, во-вторых, себя показать смог парень. На конференции молодых специалистов предложил бульдозер оборудовать датчиком для обнаружения трубопровода. Что называется, «засветился». Позже, когда уже стал инженером, снова выступил с докладом. Предложил внедрить систему оперативного учета локальных ограничений нефтепровода. Инженера похвалили, а систему внедрили.
– Сейчас у меня цель – двигаться дальше, повысить категорию, стать ведущим специалистом. По натуре я такой, не могу стоять на месте. Хотя, в принципе, и рабочая специальность в нашей компании – это престижно. Зарплата выше среднеобластной. Соцпакет ни с кем не сравнишь. Нам даже зубы бесплатно лечат. Учеба, беспроцентные кредиты на жилье, возможность заниматься спортом в лучших спортивных залах и площадках города. Все это для всех. И каждый сам решает, быть ему рабочим или двигаться дальше. Так же, как есть выбор, в какую компанию идти работать.
Татьяна ДУМЕНКО