Актуальное

Шахтерский «ЕВРО-2012»

4 июля 2012 | Газета «Кузбасс»

На прошлой неделе под занавес ЕВРО-2012 в забоях шахты «Талдинская-Западная 1» в Прокопьевском районе и разреза «Кедровский» возле Кемерова соревновались 65 команд. Более 200 мужчин, вместо того чтобы смотреть финальные игры чемпионата Европы по футболу, пытались выяснить, кто из них лучше добывает уголь, готовит лавы, исправляет неполадки в электрооборудовании, управляет самосвалом. Горняки боролись за звание лучшего в своей профессии. Участвовала в соревнованиях элита шахтерского края, получившая уже огромное количество отраслевых и корпоративных наград. Корреспонденты «Кузбасса» выясняли, зачем лучшим еще раз что-то доказывать.

На том же месте в новом составе
Официально эти соревнования назывались региональным этапом Всероссийского конкурса профессионального мастерства среди работников угольной отрасли. Сам конкурс не местная инициатива, а решение Минзравсоцразвития России. В министерстве решили проводить такие конкурсы (и не только для работников угольной отрасли) для поднятия престижа рабочих специальностей. Ряд регионов был выбран в качестве площадки для соревнований. Понятно, что Кузбасс – это арена угольная.
Сам конкурс проводится в первый раз, но для работников шахт – во второй. И во второй же раз участников соревнований принимает шахтоуправление «Талдинское-Западное» ОАО «СУЭК-Кузбасс».
Два года назад, напомню, кузбасские шахтеры победили в нескольких номинациях на шахтерской Олимпиаде в Китае. После этого и родилась идея проводить подобные соревнования на российском уровне. Прошлым летом «Талдинское-Западное» принимало  17 проходческих и очистных бригад со всей России. Сегодня все серьезней и представительней. Подготовка и квалификация участников по своему уровню – что-то вроде шахтерского ЕВРО-2012.
16 угольных компаний Кузбасса  выставили 65 команд участников – проходчиков, электрослесарей, водителей большегрузов и машинистов экскаваторов. До этого в самих компаниях выбирали лучших. Под землю шахтеры ходили в шахту «Талдинская-Западная 1». Открытчиков принимал Кедровский угольный разрез «Кузбассразрезугля».
Арены для соревнований тоже, кстати, выбирали под участников. Чтобы все было самое-самое. Лучшая техника и технологии. На разрезе одни из самых мощных экскаваторов и «БелАЗов». А «Талдинская-Западная 1» и вовсе уникальная в нашей стране. Совсем недавно здесь запущена одна из самых длинных лав в России – 300 метров, 175 секций крепи DBT. Cмонтирована единственная в России система транспортировки угля с шириной конвейеров 1,6 метра. Все это для того, чтобы позволить лаве с уникальными характеристиками (почти без метана и воды) отдавать свои богатые запасы угля по максимуму – до миллиона тонн в месяц. Для несведущих достаточно знать, что таких примеров и в мире-то единицы. А профессионалы… Профессионалы, собственно, и оценили, что это такое.

«Посмотреть, как можно работать»
Владимир Шмат, главный судья соревнований очистных бригад, а  «в жизни» начальник управления подземных работ ОАО
«СУЭК-Кузбасс», перед стартом состязаний в забое объясняет:
– Бригада должна проехать цикл, состоящий из 100 секций крепи, провести вырубку комбайном, передвинуть крепь, соблюдая правила техники безопасности и паспорт крепления очистного забоя. Установленное время – 50 минут. Правила составляли на общем собрании судейской коллегии. И суть их в том, что итоговая цифра – это соотношение времени проезда комбайна и штрафных баллов. Проще говоря, важно не время, а качество и соблюдение всех правил. Работу бригады из четырех человек оценивают три судьи.
Капитан вышедшей на старт первой команды «Южного Кузбасса» Дмитрий Казачков говорит, что бригаду набирали из лучших со всей компании, так что и друг к другу пришлось притираться, и уже тут, на месте, к новой технике приноравливаться.
– Комплекс нам сильно понравился. У нас такого на шахте нет, – признается горнорабочий, представившийся Юрием Семеновичем. – Так что, даже если и не выиграем, всегда хорошо посмотреть, на чем и как твои коллеги работают. Я вот 28 лет в шахте отработал, такого не видел.
– То есть главное участие? – спрашиваю.
– Нет, себя показать тоже надо. Не справимся, нас поймут, думаю. Условия у всех разные на шахтах. Уголь разный, техника.
…Оборвали на полуслове. Попросили больше не мешать. Секундомер был включен. И команда рассредоточилась по секциям и пультам управления. Пласт мощностью в 4,7 м начал отдавать свое. Уголь, срубленный «чужой» бригадой, пошел на-гора. А чтобы шел он без срывов, за соревнующимися стояли шахтеры, которые отрабатывали свою обычную смену.
– Лава у нас – сами посмотрите. Одно слово: высокопроизводительная! Не дадим ничего поломать-испортить. К тому же к нам не абы кто пришел, а лучшие. Все нормально будет, – почти утешал уже меня начальник участка «Талдинской-Западной 1» Сергей Мусохранов.

«Мы же не российская футбольная сборная»
На участке проходки тоже готовились к первым соревнованиям. Александр Зявенко с шахты «Полосухинская»  Западно-Сибирской угольной компании давал последние наставления коллегам. Ему было не до нас. А часа за два до этого на земле, готовясь к спуску, Александр отчеканивал:
– Мы хотим доказать, что наша шахта — одна из лучших в Кузбассе. Пусть техника у нас другая, но надо достойно принять участие, показать, на что мы способны. Мы же не как сборная России по футболу, для которой, видимо, главное – участие. Мне еще хочется отца порадовать. Он у меня почетный шахтер, полный кавалер «Шахтерской славы». Сейчас на пенсии. Моя победа – его гордость.
– Ну, а все же, если не получится?
– Наберемся опыта, посмотрим. Чтобы на следующий год приехать и порвать всех. Мы же не футболисты, мы – шахтеры. А вообще, классно, что здесь можно опытом обменяться. Интересно посмотреть, как другие работают. Это как за границу вы едете смотреть – а что и как у них. Мы общаемся. Обсуждаем шахтовую жизнь, кто как к работе относится.
– И как впечатления?
– Нормальные. Везде люди одни и те же работают. Думают об одном.
– О зарплате? О безопасности?
– Зарплата тут у всех участников приличная. У всех самый высший разряд. О безопасности? В том числе! Мы вот вчера все сдавали экзамены по безопасности. Письменно, как в школе или в институте.
– Результат?
– Отлично!
По словам судьи соревнований проходчиков Константина Челпанова с  шахты «Распадская» (он заведующий горными работами службы подготовительных работ), за 50 минут бригада должна выполнить полный проходческий цикл – надо пройти комбайном КП-21 и закрепить 1 метр выработки. Все по паспорту безопасности.
Спросила и у него, что он думает о соревнованиях.
– Это престиж профессии. Награды, призы – это отлично. Но шахтеры – такой народ: заложен в них дух соревнований и гордость за профессию.

А в шахте лучше
Пока очистники и проходчики ждали своей очереди идти в забой, спускались в шахту, под палящим солнцем соревновались подземные электрослесари.
Юрий Белоглазов, подземный электрослесарь 5-го разряда шахты «Южная», только-только пройдя свой этап, спрашивал у судьи, можно ли теперь снять спецодежду. Отдышавшись и попив воды, он уже вслух завидовал тем, кто сейчас в забое:
– Самое сложное – жарища (на градуснике было за 30, лицо у Юрия обгорело — красное за 2 часа подготовки и проведения самого конкурса). А тут скорость нужна (в это время слесари бегали в тяжелых защищающих от электричества сапогах между аппаратурой). Но важно ничего не перепутать, сделать все, как требуется по паспорту.
Принцип здесь эстафетный. Четыре этапа. Каждый человек проходит свой этап. В итоге должна включиться пусковая аппаратура, чтобы запустить насос по перекачке воды. Параллельно соревнуются три команды.
– Я соединил кнопку управления пускателя с самим пускателем, чтобы мы могли управлять пускателем с кнопки. Мы очень часто используем в шахте такой способ, – рассказывает Юрий. – Здесь, на поверхности, непривычно. В шахте, конечно, свои особенности. Но все равно тут сложнее. Жара! Там, под землей, попроще бы было…

О наградах и победителях
В день открытия соревнований шахтеры увидели «Техно-шоу».  С помощью ковша экскаватора разливалась в бокалы бутылка шампанского, огромные бульдозеры фигурно обходили препятствия, козырьком секции крепи зачерпывали ведром воду. В забоях было не до таких «шуток». Там работали как обычно, но не для плана, а для результата.
Андрей Трусов, капитан очистной команды шахты «Южная», ожидая спуска в забой, рассказывал, что в прошлом году сильно расстроились, когда заняли 11-е место. Потому в этом году отдельно готовились, «потому что надо мастерство показывать свое. Бороться за престиж и свой, и своего предприятия».
А поборолись в итоге шахтеры так — итоги регионального этапа:
Лучший горнорабочий очистного забоя
1. Шахта
«Талдинская-Западная 1» («СУЭК-Кузбасс»)
2. Шахта «Южная»
(«СДС-Уголь»)
3. Шахта «Абашевская» («Южкузбассуголь»)

Лучший проходчик наклонных и горизонтальных выработок
1. Шахта «Южная»
(«СДС-Уголь»)
2. Шахта
«Талдинская-Западная 1» («СУЭК-Кузбасс»)
3. «Кокс-майнинг»

Лучший подземный электрослесарь
1. «СУЭК-Кузбасс»
2. «Прокопьевскуголь»
3. «СУЭК-Кузбасс»

Лучший машинист экскаватора
1. Филиал  «Бачатский угольный разрез» («Кузбассразрезуголь»)
2. Филиал
«Кедровский угольный разрез» («Кузбассразрезуголь»)
3. Разрез «Сибиргинский» («Южный Кузбасс»)

Лучший водитель большегрузного автомобиля «БелАЗ»
1. Разрез «Распадский» (Распадская угольная компания)
2. Филиал «Кедровский угольный разрез» («Кузбассразрезуголь»)
3. Филиал «Краснобродский угольный разрез» («Кузбассразрезуголь»)

За первое место горняки получили 150 тысяч рублей, за второе — 100 и за третье — 50 тысяч рублей. Лучших шахтеров ждут новые состязания на Всероссийском конкурсе профмастерства «Лучший по профессии» в конце июля. По условиям этого конкурса призеры в каждой номинации получат денежное поощрение: 300 тыс. рублей – за первое место, 200 тыс. рублей – за второе и 100 тыс. рублей – за третье место.
А престиж и гордость, как известно, понятия неденежные.

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс