Актуальное

Когда оседает пыль

27 июня 2012 | Газета «Кузбасс»

Остановка производства, если не плановая на ремонт или на коллективный отпуск (а такие примеры в Кузбассе имеются), – это ЧП. У нас в регионе такие остановки случаются, как правило, на шахтах. После аварии. Потому вдвойне ЧП, когда завод перестает работать без явного форс-мажора. Кузнецкий цемзавод за последние четыре года прекращает производство во второй раз. И споры о явном/неявном вреде этого предприятия для города только обостряются. На одной чаше весов почти 600 работников завода, потребители, на другой – горожане, на которых летит пыль. Потому самое время разобраться, где среди этого место закону. 

Кузнецкий цемзавод – отражение советского подхода к строительству предприятий. Причем и сегодня этот подход выглядит вполне логичным и даже прогрессивным. Его проектирование осуществлялось согласно постановлению Совета труда и обороны Совнаркома СССР 11.02.1936 г. Строительство предприятия в тогдашнем Сталинске было просто необходимо. Расширяющаяся металлургия, угольные предприятия города требовали цемента, так же как и близкий Казахстан. Металлургия при этом должна была стать и сырьевой базой для цементного производства: отходы бывшего Кузнецкого меткомбината изначально рассматривались как исходный материал для выпуска цемента. С одной стороны, великие стройки, с другой – забота о безотходной технологии. Чем вам не рациональный, или, как сегодня принято говорить, инновационный подход? Завод, собственно, так и работал. Кузбасский, сибирский и казахстанский рынок сбыта. Сырье – металлургические отходы. Вот только само производство (а реально предприятие заработало во время Великой Отечественной войны в 1943 году), довольно прогрессивное для советского времени, уже давно давало сбои. И технологические, и экологические.

Нынешнему собственнику завода – казахской промышленной группе United Cement Group (потребление кузнецкого цемента переросло-таки в приобретение) – в 2006 году предприятие досталось, мягко говоря, в не самом лучшем состоянии. Судя по официальной информации компании, на Кузцеме нужно менять практически все. И прежде всего, систему газоочистки – электрофильтры. Это вполне логично. Само производство может быть и из прошлого века. Здесь вопрос качества и цены продукции. Устраивает покупателя то, что есть, значит, и устаревшая технология имеет право на существование. Иначе с экологией. Природоохранное законодательство ужесточается. И будь тот же цемент или сталь хоть трижды признаны на рынке, экология может в прямом смысле слова закрыть производство. Это, собственно, и произошло с Кузнецким цемзаводом.

Рассуждать об избирательности такого подхода можно долго. В том же Центральном районе Новокузнецка основной загрязнитель не цемзавод, а площадка рельсового проката ОАО «ЕРАЗ Объединенный ЗСМК» (бывший НКМК, он же в прошлом КМК), а также Абагурский филиал ОАО «Евразруда». Статистика говорит, что валовые выбросы предприятия лишь 0,2% от общегородских. Для сравнения: ЗСМК – это почти 40% выбросов в новокузнецкий воздух. К тому же известно, что к производствам ЗСМК и его собственника Евраза в целом предостаточно претензий природоохранных ведомств. За последние годы не раз дело доходило до суда и угроз остановки предприятий. Но… остановлен уже повторно Кузнецкий цемзавод. Почему?

 В 2011 году в атмосферу города Новокузнецка было выброшено 311,3 тыс. тонн загрязняющих веществ 81 наименования. По данным комитета охраны окружающей среды и природных ресурсов администрации города, относительно 2010 года общий объем выбросов увеличился на 330 тонн, это связано с увеличением выпускаемой продукции предприятиями города, такими как: ОАО «РУСАЛ Новокузнецкий алюминиевый завод», Абагурский филиал ОАО «Евразруда», ООО «ПК «Кузнецкий цементный завод», ОАО ЦОФ «Абашевская», кроме того, на предприятии Абагурского филиала ОАО «Евразруда» была запущена агломашина № 7 по производству обжига известняка, которая в 2010 году находилась в течение 2-3-го квартала на реконструкции. Основную долю в общей массе городских выбросов в атмосферу составляют: оксид углерода – 63%; твердые вещества– 10,2%; диоксид серы – 10%; метан – 10%; диоксид азота – 5,2%. По оценкам специалистов комитета, с учетом заметного роста производства, незначительное увеличение выбросов может свидетельствовать о стабилизации ситуации с загрязнением воздуха..
В прошлый раз остановка завода едва не привела к международному скандалу. Казахские собственники предприняли ряд шагов, которые настроили Федеральную антимонопольную службу России против кузбасских управлений различных контрольных ведомств да и региональных властей. Но ни жесткие заявления, ни решение суда фактически в защиту бизнеса не закрыли проблему. Завод, действительно, наносит вред окружающей среде, людям. Значит, должен исправиться.Официально все просто. Горожане жалуются на пыль. Проводится проверка, в ходе которой лишь подтверждаются проблемы старого производства. В прошлый раз, а это было в 2008 году, проверок было несколько. Сейчас – одна, закончившаяся однозначно. У предприятия на бессрочный период приостановлено разрешение на выбросы. Нет разрешения, нет и производства. Мог бы завод небо «не коптить», не было бы предмета для разговора.Десять месяцев понадобилось Кузцему для того, чтобы добиться разрешения на запуск. Тогда, признают и представители надзорных ведомств, и местные чиновники, было много сделано. Но далеко не все, что требовалось. Еще в прошлом году завод должен был заменить старые фильтры на современные. Денег, говорят на предприятии, не хватило. И это вполне похоже на объективные обстоятельства. 2010-2011 годы для российских цементников были не самые лучшие. Объемы производства и цены после кризиса упали. Отсюда убытки и перенос выполнения экологических программ на более поздний срок. По сути, сейчас предприятие поплатилось за то, что вовремя не сделало то, что было запланировано и зафиксировано в документах.…Недавно в Новокузнецке благодаря усилиям властей, бизнеса, неравнодушных горожан был погашен конфликт вокруг строящегося ферросплавного производства. Напомню, люди прямо-таки обложили пикетами, социальными сетями и Интернет-сайтами компанию, которая вот-вот готова была запустить новый завод. Результатом, в принципе, должны быть довольны все. Еще никогда в Кузбассе проект создания нового промпредприятия не подвергался столь детальному экологическому препарированию. И даже если у кого-то из тех, кто стоял в пикетах, остаются сомнения на предмет чистоты нового завода, они получили то, что хотели – международную экспертизу проекта. Вот только остался за рамками этого один вопрос. А что делать с теми «старыми» предприятиями, которыми напичкан город? Остановить все невозможно. По очереди, чтобы другие боялись? Кто в ней будет следующий? По чьему решению?

В Новокузнецке достаточно экологических организаций, экспертов. Горожане, судя по истории с ферросплавным заводом, не останутся в случае чего в стороне. Может, уже стоит каждый раз, когда на повестке дня стоит экологический вопрос, привлекать тех, кому есть что сказать на этот счет? Раз уж все равно закон, по которому предприятия останавливаются, начинает работать по жалобам жителей.

Татьяна ДУМЕНКО.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс