Актуальное

Моя родня – мое богатство

20 июня 2012 | Елена Щербакова

А вы знаете девичьи фамилии ваших бабушек и откуда вообще пошел ваш род? Я, например, пыталась как-то выяснить по Интернету настоящую фамилию московского писателя Михаила Дымного (псевдоним), который моей маме приходится дядюшкой. Тщетно. Узнала только, о чем писал.

Словно сама судьба послала мне Надежду Кудрявцеву-Кузнецову как наглядный пример, как вести поиск своих предков. Надежда Яковлевна пришла к нам в редакцию с любопытнейшим письмом – о том, как она искала захоронения погибших в войну братьев своего отца-фронтовика. Разговорились. Сначала мы, журналисты, удивились, сколько родни у этой женщины: дай Бог каждому столько! После поисков всех близких по линии отца и матери Надежде Яковлевне удалось изобразить на большом листе ватмана родовое древо, на котором аж 140 листьев (человек). Поиск родни эта женщина вела с 1997 года. Хватило же терпения! — удивились опять мы.

— А в этом деле терпение не требуется, — поправила нас собеседница. – Нужен только интерес. А мне поиск своих корней очень интересен. Добывая все новые и новые сведения о близких, ты узнаешь не просто нюансы чьей-то жизни, но и начинаешь понимать собственную судьбу.

И действительно, аналогии, которые провела Надежда Яковлевна, сравнивая себя с близкими, просто

поражают. Например, как-то странно совпало, что в ее роду по женской линии идут семейные разводы не в каждом поколении, а через одно. Так, у бабушки Надежды Яковлевны было два брака и у нее самой – тоже два. «Почему мы, жены, с мужьями не уживаемся?» — спросила себя однажды. И решила причину искать в … себе. Результат ее удивил: оказывается, такая на первый взгляд чепуха, как разная способность воспринимать окружающий мир (разделение людей на визуалов и кинестетиков), может вызвать сначала непонимание друг друга, потом раздражение и даже развод. Муж считает достаточным прикоснуться к любимой женщине, погладить ее волосы, чтобы выразить свою любовь. А женщине хочется совсем других проявлений нежности.

В роду у этой женщины есть ученые с именем. Стало понятно, откуда столько энергии, которой хватило сделать и собственную головокружительную карьеру, и заняться пестованием потенциальных ученых и руководителей высшего звена. Надежда Яковлевна — кандидат технических наук, в Кемеровском госуниверситете отвечала за подготовку аспирантов, затем была ответсекретарем Президентской программы подготовки управленческих кадров. Словом, было в кого пойти в гору. Совсем недавно эта женщина вышла на пенсию, но просто сидеть дома некогда: пишет и издает сборники стихов, ведет поэтический клуб «Слово» при областной библиотеке имени Федорова.

Конечно, нашей собеседницей двигал еще и чисто человеческий интерес к жизни своих предков. Когда ей рассказывали, как бабушка с дедушкой ехали сюда, в Карагайлу, более ста лет назад в столыпинских вагонах – вместе со всей родней (сразу четыре семьи) да еще и скотом, то слушала, затаив дыхание. Дед Игнат и Кастусь работали в имении польских панов. Жили зажиточно: кушали из столового серебра, много читали, так как привезли с собой несколько пудов книг. У бабушки было два сундука нарядов, и она слыла первой модницей. Словом, по этим воспоминаниям хоть пиши роман, который был бы интересен не только самой Надежде Яковлевне.

— А я и пишу, пусть не роман, но собрания воспоминаний моих близких. Что-то публикую в разных изданиях, а что-то просто накапливаю и потом отсылаю своим родственникам — тем, кого уже давно знаю, и тем, кого недавно нашла благодаря своему поиску. Мне эти рассылки не в тягость, а люди очень благодарны: не только ведь я хочу знать свои корни.

— А что бы вам не собраться всем родом, чтобы познакомиться друг с другом воочию? – предложили мы собеседнице. — У вас же одних внуков, как выяснилось, аж 30 человек!

— Это моя мечта – встретиться большим родом где-нибудь на поляне. Думаю, она осуществима.

Напоследок Надежда Яковлевна поделилась с нами своим опытом поиска родных людей. Начала она с бабушки Марфы Игнатьевны Агеевой (фамилия по первому мужу до 1917г.), которая жила первоначально в Белоруссии, в деревне Дорошковка (уже давно нет). Попыталась выяснить ее девичью фамилию, но не смогла, так как паспортов тогда не было, а дату рождения бабушка не помнила. Зато из архива Белоруссии пришла справка о той деревне Дорошковка, даны координаты. Всех рожденных в деревне заносили в церковные книги, которые потом были сданы в архив. Так от бабушки потянулась цепочка поиска к ее родственникам. А родственники, разумеется, разъехались кто куда – в Казахстан и Сибирь, в центральную Россию, кто-то осел в Белоруссии. И Надежда Яковлевна не ленилась писать и даже ездить по городам и весям. В Барнауле, например, нашла следы братьев отца.

Но начинать поиск надо с нашего архива – Кемеровского. Там подскажут, как правильно вести поиск. Вот и мне посоветовала обратиться в профессиональную организацию – Союз писателей России — чтобы узнать данные о родственнике-писателе. Когда есть хоть какая-то зацепка – (ФИО, данные о рождении, профессии и т.д.), проще вести поиск. Но даже если совсем мало что известно, все равно своих близких найти можно. Было бы желание.

Елена ЩЕРБАКОВА.

НА СНИМКЕ: вот такое родовое древо на большом листе ватмана изобразила Н.Кудрявцева-Кузнецова. Аж 140 листочков-человек!

Фото автора.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс