Актуальное

Водные уроки

15 июня 2012 | Анна Тимощук

Все дети любят лето. Потому что жарко. Потому что есть доступ к воде. Только летом наша малышня может всласть поплюхаться в речках и надувных бассейнах, полить на год вперед все грядки и тропинки на бабушкиной даче, перемыть посуду на целую кукольную армию в тазике на полянке, натопаться босиком по теплым лужам.

Игры с водой — одна из любимых детских забав. Они еще и пользу приносят, причем не только иммунитету. Полезны водные процедуры для развития тактильных ощущений и для мелкой моторики. Вода действует на различные рецепторы, успокаивает, дарит положительные эмоции. А что может быть лучше, чем счастливое лицо ребенка! В этот раз делимся интересными идеями применения воды в обучающих целях.

 

Спасаемся от жары

Порой летний день бывает настолько жарок, что до вечера из дому и не выйдешь. Солнцепек детям ни к чему. Дома, конечно, тоже духота. В такие дни мы с сыном играем на зашторенном балконе. Стелем клеенку на пол, вытаскиваем различные емкости с водой и… начинаем заниматься всем, что в голову взбредет. В большом тазу у нас бассейн – вполне можно и освежиться, а заодно и повторить потешки на «водную» тему. В следующем тазике – разноцветные камни, которые «ждут», чтобы их срочно помыли, переложили в чистую миску. Таким образом, развиваем мелкую моторику, учимся отличать большее от меньшего, фантазируем: на что похож этот камень? а этот тебе что напоминает? Далее – урок рисования. На растерзание юному художнику я отдаю стену. На ней сын широкой кисточкой рисует «абстракции». В роли краски выступает вода. Она мгновенно сохнет на бетонном полотне цвета фуксии, и мы снова и снова рисуем каляки-маляки, квадраты-круги, солнышки-тучки. Если есть желание – достаем акварельные краски или водные фломастеры и занимаемся настоящим боди-артом. Смыть художества с тела легко – стоит нырнуть в таз под номером один (тот, что назвали «бассейном»). Так проходит жаркий полдень, после – сончас, а к вечеру можно отдохнуть от «уроков» и выйти на улицу – палящий зной отступил…

Конечно, если у вас есть дача – вариантов на эту тему гораздо больше. Лейка – лучший друг юного садовода. Всегдашний хит сезона. Ею черпается вода из настоящей гигантской бочки! И поливаются укроп и петрушка, соседская кошка, раскаленные от жары резиновые дорожки. И никто не ругает, что ты разлил воду. Такие занятия тренируют внимание, точность, глазомер. А если из поливочного шланга льется речная теплая вода, то можно потанцевать на полянке под ее струями. Обычно дети от этого в восторге. Опять же координация развивается, быстрота реакции. А визгу-то, визгу!!!

Сыновья моей подруги любят прятать сокровища в куске льда (тоже вода ведь), а потом их находить. Для такого дела Наталье не жалко любимой силиконовой формы для выпечки фирменного пирога. Именно туда ссыпается все «золото мира» в виде ракушек, камешков, фигурок солдатиков, гаек, бусинок и другой дребедени. После всё заливается водой и замораживается. Самый цимус – это расковырять потом такой кусок льда (его вполне можно сделать и разноцветным), отыскав все спрятанное. Извлекают свои богатства мальчишки при помощи горячей воды, соли, отвертки и даже пилочки для ногтей. Страсти в это время кипят нешуточные.

С точки зрения развития

— Несомненно, работа с водой, какой бы простой она ни была, оказывает благоприятное влияние прежде всего на нервную систему ребенка: он успокаивается, концентрируется долгое время на тактильных ощущениях, которые дает водичка. И может параллельно анализировать и делать выводы из своего опыта о свойствах воды, ее температуре и так далее, — размышляет на заданную тему Альбина Васильева, руководитель кемеровского клуба развития «Умка», сертифицированный монтессори-педагог.

Надо сказать, именно монтессори-методика (про которую мы рассказывали совсем недавно) уделяет большее, чем остальные развивающие методики, внимание водным экспериментам. Руководитель «Умки» поведала, что очень часто ребенку на первых занятиях (или когда он чем-то расстроен) для снятия напряжения предлагают поработать именно с водой. И уже после, когда маленький экспериментатор успокоился, его переключают на другие виды деятельности.

— Часто можно наблюдать ситуацию, когда ребенок в нашем клубе на протяжении нескольких занятий работает именно с водой — переливает, что-то моет – пол, посуду… Мама зачастую недоумевает и старается «переключить» его на математику или в зону сенсорного развития и задает вопрос педагогам: «А почему он с водой так долго работает?» И в разговоре выясняется, что мама просто не предоставляет ребенку возможности дома максимально насладиться водичкой, запрещает много мыть пол, посуду, и ребенок все это компенсирует в монтессори-среде, где у него есть выбор. Нужно наблюдать за малышами, ведь они нам показывают все свои потребности на данном этапе развития, а мы лишь должны уметь организовать среду для развития этих потребностей, — считает Альбина Васильева. — К слову, в монтессори-среде весь материал располагается от простого к сложному. Самый простой материал в водной зоне — это переливание из кувшина в кувшин. Здесь помимо прямой цели (перелить воду) существует еще и косвенная цель — это развитие мелкой моторики через развитие кисти руки и концентрация движения, внимания. Далее можно усложнить, добавив переливание губкой из чашки в чашку, при этом тоже идет развитие мелкой моторики: сжать — разжать губку. Затем идет переливание через воронку в одну бутылочку, потом более сложный вариант — в несколько бутылочек разного размера. Переливание пипеткой, затем усложнение: переливание шприцем также в одну или несколько емкостей. То есть вариантов развития материала можно давать множество, но важно помнить, что любая работа предлагается ребенку именно «от простого к сложному».

Анна ТИМОЩУК.

 

Как еще можно играть с водой?

Окрашивание

Подкрасьте воду акварельными красками. Начать лучше с одного цвета. В одной бутылке (пластиковой, прозрачной) сделайте концентрированный раствор, а потом разливайте этот раствор в разных количествах в другие бутылки. Разлив концентрированный раствор по емкостям, долейте воды и посмотрите с малышом, где вода получилась темнее, где светлее.

Растворяется — не растворяется

Что еще может раствориться в воде, кроме красок?

Пусть карапуз наливает в воду (теплую или холодную) разные жидкости ложкой — сок, молоко, кефир, сироп, мед, варенье или даже несколько капель подсолнечного масла. А если сыпать в воду сахар, соль, муку, крахмал, растворимый или нерастворимый кофе? А если бросать в воду твердые предметы — кусочек мыла или сахара или что-то другое? Что происходит с водой? Меняется ли ее цвет? Прозрачность? Растворяется ли то, что мы кидаем в воду сразу же после размешивания или через некоторое время?

Игра со струей

Подставляйте под струю ладошку ребенка, изучайте падение воды, разбрызгивайте ее. Можно, например, предложить ему наполнить водой сначала стакан, а потом — столовую ложку. Причем струя воды может быть как теплой, так и холодной, как сильной, так и тонкой.

Вода принимает форму

Для этой игры понадобятся: надувной шарик, резиновая перчатка, целлофановый мешочек, пластиковый стакан. Малыш наполняет шарик, перчатку или мешочек водой с помощью пластикового стакана. Родителям стоит обратить внимание ребенка на то, что вода принимает форму предмета, в который ее налили.

Тонет – не тонет

Возьмите предметы из разных материалов: металл, дерево, пластмасса, резина, ткань, бумага, мочалка. Опуская по очереди различные предметы, ребенок наблюдает, погружаются ли они в воду и что с ними происходит.

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс