Чернокнижник
56-летний торговец книгами занял у знакомых денег якобы «на развитие общего дела», а потом «кинул» своих партнеров по несуществующему бизнесу.
Земляк-«коробейник»
…С «коробейником» Георгием жительница кемеровского поселка Кедровка Нина Васильевна Смирнова познакомилась на Губернском рынке. Женщина продавала картофель, а он торговал книгами. На его самодельном лотке можно было найти литературу на любой вкус: книги по истории, различные энциклопедии, детскую литературу и даже церковные писания. Однажды и Нина Васильевна присмотрела для внуков яркую раскраску. Договариваясь о цене, они с Георгием разговорились, и выяснилось, что между ними много общего. Да и вообще они почти земляки! Нина Васильевна родилась и выросла в Казахстане, а когда там настали трудные времена, переехала с семьей в Россию. Георгий тоже сбежал от нищеты из сопредельной Киргизии. В Сибири крутился, как мог, в последнее время продавал книги одного из московских издательств, но хотел организовать свое дело.
Так они стали добрыми знакомыми, здоровались при встрече на рынке. А на 8 Марта Георгий преподнес Нине Васильевне букет цветов и представил свою жену Ольгу, которая приехала помочь мужу в делах. Узнав, что и жена Георгия родом из Казахстана, Нина Васильевна очень обрадовалась – не так-то уж часто встретишь земляков! А Георгий опять начал делиться планами об открытии собственного книготоргового бизнеса, приглашая семью Нины Васильевны тоже поучаствовать в этом проекте. Он уже присмотрел небольшое помещение в Анжеро-Судженске, где можно было бы на первых порах продавать книги. Вот только наличных денег на закупку партии литературы у него немного не хватало. Нина Васильевна оставила номер своего мобильника и пообещала обсудить коммерческое предложение земляков на семейном совете.
Партнеры по бизнесу
Прошло около месяца, и Георгий сам неожиданно нагрянул к Смирновым в Кедровку. В этот раз он разговаривал уже не с Ниной Васильевной, а с ее зятем Стасом. Мужчины быстро нашли общий язык, и Смирновы согласились вложить деньги, необходимые на закупку партии книг. Правда, требуемых 52 тысяч рублей у Стаса не было, но на «черный день» на кредитке лежали 30 тысяч рублей. Сделку решили оформить документально, с распиской. Но тут вышла небольшая заминка. Георгий сказал, что его паспорт сейчас в Анжеро-Судженске, на регистрации офиса. И вместо этого показал Смирновым водительские права. Те сделали ксерокопию документа, и мужчины поехали снимать деньги в банкомат. В зале ожидания Кемеровского железнодорожного вокзала кредитная карта была обналичена. Георгий получил деньги на развитие совместного бизнеса и пообещал вернуть всю сумму дня через три-четыре. Новоиспеченные партнеры еще раз обменялись контактными телефонами и распрощались.
Через несколько дней Стас позвонил Георгию и поинтересовался, как идут переговоры с поставщиками книг из Москвы и когда тот вернет ему деньги. Георгий бодрым голосом ответил, что проект вступил в стадию реализации, предварительная договоренность с книжным издательством уже достигнута, и скоро в Кемерово придет партия книг для продажи, а деньги, мол, еще надо немного «прокрутить». До тех пор, пока Георгий отвечал на звонки и давал мало-мальски вразумительный отчет о развитии бизнес-проекта, Смирновы ему верили. Однако время шло, деньги обратно не возвращались, да и Георгий стал как-то вяло реагировать на вопросы о совместном предпринимательстве. В один прекрасный день он сказал, что ушел из семьи и живет у сестры в Новосибирске: дескать, бизнесом ему пока заниматься некогда, а потом его телефон и вовсе замолчал. Повздыхав, Смирновы принялись искать книжного «коробейника» через полицию…
Поскольку преступление произошло на железнодорожном вокзале, его розыском занялись сотрудники кузбасской транспортной полиции.
– По словам Нины Васильевны, Смирновы до последнего верили в порядочность своего партнера по бизнесу – настолько хорошее впечатление он производил своими манерами: умный, воспитанный, обходительный, – говорит старший следователь следственного отдела Кузбасского линейного управления МВД России Ольга Пуртова. – Однако ни его адреса, ни даже точного имени потерпевшие, как выяснилось, не знали. Предприниматель называл себя Георгием, а на ксерокопии водительских прав (давно, кстати, просроченных) он значился Исааком Гаврииловичем Максимовым…
По следу Исаака Гаврииловича
Чтобы разыскать коробейника, следователи разослали запросы по местным адресным базам. Однако никакого «Исаака Гаврииловича Максимова» ни в Кемеровской области, ни по месту выдачи водительских прав в Самаре не значилось. Только тщательная проверка на федеральном уровне дала ожидаемый результат. Максимов «засветился» в Саратове, Новосибирске, Челябинске, Алтайском крае. «Всплыли» на поверхность и его судимости. Первая – за вымогательство (еще по Уголовному кодексу РСФСР), за которое он в свое время получил шесть лет лишения свободы. И судимости «посвежее», всего двухлетней давности – за кражу в крупном размере и использование поддельных документов. Транспортные полицейские получили целое криминальное досье, в котором отдельной строкой были отмечены факты предъявления Максимовым водительских прав с признаками подделки.
– Несмотря на такую подробную, казалось бы, информацию, никаких зацепок о месте нахождения Максимова у нас по-прежнему не было, – рассказывает Ольга Пуртова. – Он был «замечен» где угодно, только не в Кемерове. К тому же мы не знали, настоящие или фальшивые права показал коробейник Смирновым. Мы решили проверить Максимова Исаака Гаврииловича на предмет нарушения административного законодательства…
И тут полицейским улыбнулась удача. В базе данных значился штраф, выписанный на человека с такими данными. По адресу, указанному в административном протоколе, проживала некая Ольга. Так же, по словам Смирновых, звали и жену Георгия. Оперативники наведались к Ольге домой и обнаружили там… самого Исаака Гаврииловича. Тот не особенно удивился визиту к своей близкой подруге полицейских и без лишних слов проехал с ними в линейное управление.
– Сейчас в отношении Максимова возбуждено уголовное дело за мошенничество, совершенное с причинением значительного ущерба. Он не отрицает, что взял у Смирновых деньги, но настаивает на том, что собирался их вернуть. Однако никаких внятных объяснений по поводу того, почему он прятался от партнера по бизнесу, у него пока нет…
Сейчас у Исаака Гаврииловича статус «человека без адреса» – кроме паспорта еще советского образца и просроченных водительских прав, никаких других документов, удостоверяющих личность, у него нет. Впрочем, имеется еще справка об освобождении, но демонстрировать ее своим знакомым Максимов не спешит. По информации пресс-службы Кузбасского ЛУ МВД России, он говорит, что намерен в суде отстаивать свое право на российское гражданство, ведь приехал в Россию уже давно. Тогда-то, мол, и разверну свой книжный бизнес – лишь бы партнеры подходящие нашлись…
Елена ЩЕРБИНИНА.
P.S. Имена и фамилии участников истории изменены.