Мама, я сам!
Каждый родитель, сам того не ведая, начинает развивать своего малыша в тот момент, когда дает ему потрогать (поиграть) обычные домашние вещи: пузырьки и губки, миски и кастрюли, терки, щетки, пуговицы… Так как бы сами собой и входят в жизнь семьи занятия по системе Монтессори.
На сегодняшний день методика развития ребенка, разработанная Марией Монтессори, – одна из самых востребованных в мире. Популярна она и в кемеровских развивающих центрах, школах-интернатах коррекционного типа и обычных детских садах. Здесь нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. А мамам и папам, конечно, интересно все то, вызывает интерес у их детей.
Главное – организовать среду
Допустим, у вас есть возможность водить свое чадо в развивающий центр, где заявлена работа с монтессори-педагогами. К чему вы должны быть готовы?
В такой группе всегда присутствуют дети, педагог и специально подготовленная окружающая среда. И первое, на что сразу обращаешь внимание, попадая в такой класс, – это спокойная атмосфера занятий. Что кажется просто невероятным при скоплении разновозрастной малышни. А тут каждый занят своим делом, причем выбранным по своему вкусу. А еще приятно удивляет доступность всех пособий: обучающие и развивающие материалы расположены на открытых полках на уровне не выше метра от пола. Это и обеспечивает ребенку свободу выбора.
Самим расположением полок среда разделена на несколько зон. Например, в кемеровском центре развития ребенка «Азбука детства», где ведутся занятия по данной методике, одна из самых любимых, по словам педагогов, — зона упражнений с сыпучими материалами. Ребятишки до трех лет проживают фазу интереса к мелким предметам. На основе этого строится работа, связанная с манипуляцией такой вот мелочью. Все это благотворно влияет на развитие мышления и речи ребенка. Всегда «занята» и зона упражнений с водой. Вспомните, как ваши детки любят мыть ручки, помогать мыть пол, протирать пыль влажной тряпкой… Педагоги это умело используют. И говорят о явном терапевтическом эффекте: водные процедуры снимают повышенную возбужденность, успокаивают ребенка.
Как правило, в центрах развития, занимающихся по методике Монтессори, есть следующие зоны: сенсорного развития, развития речи, математических и творческих способностей.
Особенность классов, в которых проводятся занятия, — отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.
Домашнее образование
– Развивающую среду для детей можно создать и дома, – уверена кемеровчанка Ольга Клименко. Проштудировав нужную литературу, она смело начала организовывать пространство квартиры в соответствии с интересами растущей дочери.
— Пришлось сделать на заказ небольшой стеллаж, чтобы был «круглосуточный» доступ к любимым игрушкам, книгам, наборам для творчества, — рассказывает мама двухлетней Катюши. – И, надо сказать, дочь перестала разбрасывать свои вещи, на полочках наводит порядок. А еще мы с мужем стали давать ей больше свободы в наших общесемейных делах. Как и рекомендует система Монтессори. Например, уже сейчас я разрешаю Кате помогать мне стирать. Мы вместе полоскаем и складываем белье в тазик, развешиваем его. Иногда Катюша просто стирает рядом в игрушечном тазике кукольную одежду. Любит помогать на кухне – мыть посуду, пылесосить, подметать. И я стала замечать, что, дав ей «волю», перестав контролировать каждый шаг, получила взамен уже вполне самостоятельную маленькую хозяюшку. Мне кажется, что это повлияло даже на ее речь – говорить дочь стала больше и охотнее!
Учитель-невидимка
Ирина Казанцева – педагог дошкольного образования в кемеровском центре развития ребенка. С методикой Монтессори она познакомилась еще 17 лет назад, когда стала мамой. И постепенно ее хобби переросло в профессию.
— Из всех методик я выбрала именно эту, потому что она не только развивает интеллектуальные способности ребенка, но и готовит его к жизни. Дети учатся общаться, играть. Сейчас очень часто встречаются ребятишки, которые в два года знают буквы, но не умеют держать ложку в руке. И элементарное задание (например, пересыпать крупу из чашки в чашку) для них становится большим испытанием, – рассказывает Ирина Николаевна.
По словам Казанцевой, эта методика подходит для всех детей. «Только не надо забывать, что все дети разные, и все они гениальные от рождения, — напоминает опытный наставник.- Кто- то на первом же занятии начинает повторять за педагогом и удивляет родителей, кому- то надо время. Есть и такие малыши, которые на занятиях только следят за происходящим со стороны, а дома показывают все, что увидели».
Как выглядит работа взрослого на занятиях? Сначала педагог внимательно наблюдает за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка, показывает, как правильно справиться с заданием. Далее «маленький ученик» уже играет самостоятельно. Но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие.
— Некоторым родителям, попавшим впервые на наши занятия, кажется, что педагог порой «ничего не делает». Но это не так, — уверяет Ирина Николаевна. – В моменты открытий мешать нельзя! Мы должны пересилить тягу к передаче собственного опыта, дать возможность малышу творить самому. Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. Не откажите своему карапузу в великом удовольствии — осваивать окружающий мир!
КОПИЛКА ИДЕЙ
Монтессори-педагоги – люди творческие. Они умеют ладить с целой гурьбой разновозрастных ребятишек, придумывать новые игры, писать сценарии… А еще — творить новые материалы и оборудование из самых невероятных вещей и предметов.
Ящик с горохом (московская монтессори-студия «Бегемоша»).
— Как-то к нам в студию пришел ребенок более чем подвижный. Остановиться и сконцентрироваться малыш мог, только занимаясь пересыпанием. Но стандартный тазик с гречкой и мельницей ему был явно тесноват. Тогда в магазине мы приобрели большой ящик и наполнили его горохом. Гороха ушло, правда, килограммов 15, но зато вся возбудимость малыша оставалась там. Ящик этот пользуется сейчас у детворы большим успехом. Дети любят погружаться в него целиком, и это доставляет им огромное удовольствие! — рассказал руководитель студии Андрей Грибков.
Таинственная комната (монтессори-ясли итальянского города Лильяно, автор идеи – Арно Штерн).
В этих яслях для творчества детей от двух лет и старше оборудована специальная комната. Ее стены обиты фанерой, на нее крепятся большие листы бумаги. В комнате находится стол, на котором размещают краски 18 оттенков. Рядом с каждой краской находится стаканчик с водой и 3 кисточки: тонкая, средняя и широкая. Рисовать можно что угодно и сколько угодно. Никаких заданий, образцов нет. Педагог показывает только, как пользоваться кисточкой и как мыть ее в стаканчике. То, что нарисовано в этой комнате, – никогда не выносится, не обсуждается, не оценивается, нигде не выставляется.
***
Мария Монтессори — известный итальянский педагог-гуманист, посвятивший всю свою жизнь созданию специальной методики воспитания детей, говорила:
«Чтобы воспитать ребенка, надо его знать, чтобы его знать, надо за ним наблюдать, а чтобы за ним наблюдать, надо дать ему свободу».
Распределение ролей
* Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
* Малыш сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
* Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
Правила взаимоудобной жизни
Правила в группе Монтессори не предусматривают ни наказаний, ни наград, потому что ни то, ни другое неприемлемо в отношении маленького ребенка. В педагогике Монтессори принято не хвалить, а поддерживать и одобрять то, что сегодня у конкретного ребенка получилось лучше, чем вчера или два часа назад.
— Хочешь работать вместе — договорись об этом.
— Можно наблюдать за работой других, не мешая им.
— После работы приводим материал и рабочее место в порядок.
— Когда трудно, попроси о помощи и поблагодари за нее.
ПОЛЕЗНО ПОЧИТАТЬ
1. Ассоциация Монтессори в России: montessori-center
2. Книги: Мария Монтессори «Разум ребeнка» и «Дом ребенка. Метод научной педагогики».
Анна ТИМОЩУК